Как я на круглый стол сходил и что мы предложить можем
Mar 02, 2013 16:55
В последний день зимы 2013 года сходил я на круглый стол в большой зал на Ленина, 59, - там заседают обычно депутаты Алтайского краевого законодательного собрания (и там же ранее отчитывался перед ними губернатор). Пошел туда как коммунист, потому что инициатива исходила от фракции КПРФ этого собрания, а с гражданским движением я разошелся, да и декабристов не считает никто никакой силой и потому никто никуда не приглашает (кстати в тот же день вечером крутанулся новый виток срача, вызванный вот этой публикацией). Да бохсыми. С теми же словами я опущу весь официоз, кому интересно, - смотрите тут.
Тема круглого стола «Проблемы повышения правовой культуры молодежи». Наиболее впечатлила речь первого выступающего - декана Юридического факультета АГУ Виталия Сорокина. Докладчик был призван задать тон дискуссии. Послушав его, я уже было настроился и на дальнейший серьезный разговор, однако впоследствии несколько разочаровался. Практически «нулевым» оказался доклад Марианы Нефедовой о формировании правовой культуры в гражданском обществе. Далее все докладчики приводили цифры, а затем и вовсе «отчеты» о своей работе. Они, конечно, касались основной темы круглого стола, но акценты на чем-либо, кроме «мы вот как работаем», расставлены не были. Отметил парой плюсиков выступление какого-то большого полицейского начальника Тимофея Ярцева, не менее заинтересовали некоторые факты из доклада (напомню - в форме отчета о мероприятиях) консультанта алтайской избирком. Веры Третьяковой. Ну например 23% избирателей на Алтае имеют возраст 18-30 лет. Резерв для избиркома берется из какой-то игрушечной «молодежной избирательной комиссии», где что-то почти две - две с половиной тысячи членов. Заинтересовал также факт существования компьютерной игры «Стань депутатом» (надо бы найти где-нить и посмотреть, чему детей избирком учит, а пока я ничего скзать не могу, кто знает - попросим поделиться). Валерий Улезько запомнился прежде всего забавным словосочетанием «права человека в техническом университете» из его должности. Он как и первый докладчик задался вопросом «Кто сейчас пример для молодежи?», и сообщил интересный факт: основы права по новым стандартам образования не входят в базовый курс школьных предметов, а в вузе на изучение права выделено что-то вроде 30-40 часов Совсем отвратительно было, когда пришлось слушать Евгения Шадринцева. Кратко: Молодежный парламентаризм охватил почти весь Алтайский край. Молодежные парламенты есть в 61 районе. Спасибо партии за это! И стоит особо лизнуть крайизбирком. Мы работали проектом «Чистые выборы» (не путайте с честными).
Сегодня велико искушение приговорить молодежь к тому, что она отличается низкой правовой культурой и выдающимся правовым нигилизмом; констатировать, что государство не может противостоять этому процессу, который приобретает глобальный характер, и разойтись на этом; ограничиться констатацией фактов, постановкой проблем, призывами и какими-то второстепенными «технологическими» рекомендациями. Однако проблема так глубоко и сложна, что привычными однозначными оценками не обойтись.
Нельзя говорить, что современная российская молодежь отличается правовым нигилизмом. Это не так - молодежь достаточно осведомлена о своих правах и свободах, много знает о способах юридической защиты своих прав. Молодежь активна, интенсивна и настойчива в притязаниях по поводу своих прав, законных интересов, свобод…
Правовая культура - это не степень осведомленности человека о своих юридических возможностей, и не уровень знаний о законе. Правовая культура - это уровень развития правовой системы всего общества: не только нормативно-правовой базы, но правосознания, системы и процедур правотворчества, а также дисциплина (в том числе и гражднаского общества) в исполнении законов, ответственное отношение и уважение к ним, доверие к тем, кто принимает и применяет эти законы.
Правовая культура - оценочное понятие. Приходится признавать, что наряду с осведомленностью, информированностью, активностью молодежи в отстаивании своих прав и притязаний, в целом молодежь можно оценивать и такими характеристиками как апатия и равнодушие. Эта проблема имеет правовое значение в обществе. Говорил о том, что масштабы безразличия молодых людей и подростков к судьбе своей страны достигли таких масштабов, что образовательные и правоохранительные ведомства не могут более оставаться безучастными.
Имеет ли сегодня духовно-нравственное и юридическое воспитание вид системы? - задается вопросом докладчик, и сам предлагает вариант ответа: «нет, по крайней мере государственной системы нет». Но эта ниша не занятой быть не может… Остается только удивляться как в условиях, навязываемых СМИ, рекламой, самими жизненными обстоятельствами, вообще из подростка может сформироваться полноценный член общества. Это надо сделать огромные усилия, чтобы вопреки информационному окружению, давлению, прессингу и т.п. вырасти полноценным семьянином. Который свяжет свою судьбу с одним человеком на всю жизнь, отдаст свои лучшие активные годы на то чтобы родить и поднять 2-3 детей, отвечать перед своими детьми, родителями, обществом, государством и при этом являть собой образец нравственности и законопослушания. Мы с вами понимаем, что двойные стандарты в вопросе правовой культуры молодежи нетерпимы. Мы видим, что личные примеры Сердюкова, Лужкова, Пехтина… воспитывают сегодняшнюю молодежь сильнее, чем личные образцы Чапаева и Фрунзе воздействовали на молодежь 30-х годов…Они воспитывают двойную мораль: «говори одно, думай другое и действуй в личных собственных интересах». Это превращается в модель успешности человека, портит людей. Как раз такие примеры и вызывают апатию, безразличие, безнравственность и все то, с чем потом правоохранительной системе государства приходится бороться.
Организованная (дерзкая, насильственная, а не экономическая) преступность молодеет. И это не наш национальный феномен - это глобальное явление. Кому-то очень нужно подвести национальные государства к тому, что они не держат ситуацию под контролем, не владеют собственными арсеналами управления, дискредитированы сверху донизу, благодаря скандалам личной нечистоплотности непорядочности коррумпированности высших чиновников. А потом спросить общество в этих государствах в разных частях планеты: «может быть пора переходить на какое-то новое управление, однополярное, связанное с мировым правительством, потому что ваши национальные правительства обанкротились?» И какой-то повод в виде новой войны или природного катаклизма может подтолкнуть к такому «логичному» решению.
Современный информационный поток - это целая антисистема воспитания. Китайцы не боятся обвинений в авторитаризме. Они на общегосударственном уровне ввели нравственную цензуру, заботясь о нравственном здоровье своих граждан, а это и есть воспитание правовой культуры.
Если взять все многообразие онлайн-игр и сравнить, то увидим, что разнообразия-то и нет… Агрессия и насилие, плюс подмена норм и патологий, замена красоты и безобразия…
Формы досуга государством сейчас практически не регламентируются и не контролируются, а они не так безобидны, как кажется. Ночной клуб - это не просто средство заработать, это тоже место «программирования» личности. В нем воспитывается равнодушие и безразличие к семье, отношение к другому человеку как источнику удовлетворения своих потребностей, люди, главным образом, пытаются жить для себя.
Тут Иваниваныч Лоор напомнил Сорокину о регламенте, и докладчик стал «закругляться».
Все те предложения, которые надо обсуждать на государственном уровне - введение нравственной цензуры в обществе, вопросы о нравственном цензе при приеме на государственную службу, превращение министерства образования в некое идеологическое ведомство, - конечно, обществом не будут востребованы. Потому что для общества сейчас гораздо более ценно называться «демократическим», чем воспитывать нравственно здоровых и полноценных членов общества. Те персонажи и фигуранты, которым выгодно пользоваться результатами этого положения, например Ксения Собчак и Владимир Познер, будут первыми подавать голос в защиту демократических ценностей, а положение в стране будет только усугубляться. Положение еще не приобрело характера катастрофы, но, согласитесь, оно тревожно.
Собственно, нахрена я это все пишу Договорились участники круглого стола, что напишут в течении первой недели весны свои предложения из которых будут составлены рекомендации депутатам и администрациям края и муниципалитетов, всяким управлениям и избиркомам. Ну и вот. Таки помогайте. От себя я бы предложил продумать и разработать такую штуку как общественное обсуждение законопроектов. По типу как Медведев пытался сделать. А вот если на местном уровне такое сделать? Во-первых, будет видно кто из политиков, какие законопроекты предлагает, кто и какие правки предлагает внести и т.д. Во-вторых, около четверти барнаульских избирателей - молодежь, которая уверенно пользуется интернетом. В-третьих, молодежь будет учиться, видя, как идет законотворческий процесс. В-четвертых, ну и не только для молодежи это, - пойдет на пользу всем гражданскому обществу. Конечно, будут отмазки, типа «такое есть уже», но мы-то знаем, что все эти «открытые слушания» проходят за закрытыми дверями. Ну вы поняли…
Внезапно обнаружилось, что я среди женщин сижу и их много :)
От некоторых выступлений хотелось спать - теперь могу понять некоторых депутатов. Я, конечно же, не спал, но дооолго моргнул и камера запечатлела это :)