Интересная новость пришла из Северной Осетии (
см.):
«Выпускники школ могут получить право выбрать форму итоговой аттестации: сдавать ЕГЭ или классический экзамен. Концепцию соответствующего законопроекта (для Госдумы - ред.) поддержали депутаты североосетинского парламента на очередном заседании Совета заксобрания республики.
Как уточнила председатель комитета по образованию Елена Князева, предлагаемые изменения в закон «Об образовании» направлены на восстановление классической системы итоговой аттестации в форме экзаменов.»
Итак, несдвигаемая система ЕГЭ снова подвергается критике на законодательном уровне. Причем теперь критикует не Карелия, а Северный Кавказ, где, как известно, «чин чина почитает».
Идея выбора формы выпускной аттестации между ЕГЭ и обычными экзаменами не нова. Это предложение уже неоднократно вносили в Думу депутаты от КПРФ, но оно не прошло, и жалеть об этом нечего. Дело в том, что наши народные избранники до сих пор не осознали, что выпускной аттестации в школе сегодня практически нет. Все ЕГЭ (кроме двух обязательных) учащиеся сдают исключительно добровольно, если они требуются для поступления в вуз. Хочешь поступить - сдаешь соответствующий ЕГЭ (историю, например), не нужна история для поступления - не сдаешь её вовсе. Таковы правила. Кому понадобится сдавать «обычный выпускной экзамен» по той же истории, если никаких обязательных выпускных требований по этому предмету нет?
Остаются два обязательных ЕГЭ - русский язык и базовая математика, которые для получения аттестата надо сдать на минимальный зачетный балл. Но ЕГЭ по русскому нужен для поступления во все вузы. Значит, альтернативный вариант могут выбрать только те, кто не собирается получать высшее образование. Но какой «выпускной экзамен» сможет конкурировать по простоте с нынешним ЕГЭ по русскому, который «на зачет» сдают практически все, даже те, кто писать толком не умеет? (диагноз «дисграфия» у сегодняшних выпускников не редкость). Заметим, что до ЕГЭ выпускным экзаменом по русскому было сочинение, в котором дозволялось сделать не более четырех ошибок (иначе - двойка). Для нынешней школы такой уровень требований просто недостижим.
С базовым ЕГЭ по математике та же картина. Он рассчитан на самых тупых, и выбрать иное могут только те, кто еще тупее, в надежде на своих «добрых учителей». Хороший выйдет «подарок» и тем, и другим.
Выпускные экзамены в школе надо восстанавливать, но только не путем конкурентного вытеснения этими экзаменами аттестации по ЕГЭ. Итог здесь предсказуем: массы однозначно выберут ЕГЭ (эталон простоты), и идея будет демократически похоронена. Обязательные ЕГЭ обречены на примитивность: школы очень разные, а выпустить надо практически всех, поэтому зачетный порог определяют по самым слабым. Весьма любопытно, что североосетинская инициатива появилась на фоне череды заявлений Васильевой о введении обязательных единых экзаменов по географии, истории, иностранному языку (см.
https://vk.com/wall-62604527_9164 ). И это происходит в ситуации, когда существующие два обязательных ЕГЭ на глазах добивают в школе и русский язык, и математику.
Решение проблемы уже предложено карельскими депутатами. От обязательной аттестации по ЕГЭ надо отказаться немедленно, и также немедленно объявить о грядущем восстановлении обязательных выпускных экзаменов по ключевым дисциплинам (через два-три года), сразу установив уровень основных государственных программных требований. Спасение нашего образования в вариативности оценки на школьном выпускном экзамене. В этом случае можно держать планку выпускных требований на достойной высоте, а «социальную коррекцию» двоечных результатов («три пишем, два в уме») проводить избирательно, с учетом текущей успеваемости ученика и общего состояния конкретной школы.
Законопроект об отделении школы от ЕГЭ стоит в предварительной повестке Госдумы на март -
см. И его грядущее рассмотрение - персональный экзамен для министра образования.
Источник:
https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_10820