Если эти правила не отменят, а виновные не понесут наказания, останется только развести руками...
Как мы уже писали, правила приема в вузы в 2015 году меняются кардинально (см.
http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_1830 ). Если раньше абитуриента рекомендовали к зачислению, и ему, чтобы стать студентом, надо было только принести свой аттестат, то теперь представление аттестата является лишь допуском для участия в конкурсе.
В 2015 году, как и в предыдущие годы, каждый абитуриент сможет подать заявления в пять вузов на три специальности в каждом. Однако теперь это будут всего лишь заявления о намерениях. Фактическое участие в конкурсе по новым правилам наступает лишь после того, как абитуриент представит в вуз подлинник своего аттестата.
Вся процедура строго расписана по времени.
30 июля, после завершения приема заявлений, вузы публикуют окончательные ранжированные списки потенциальных претендентов. С этой даты по 4 августа проходит первый этап приема. В этот период каждый абитуриент имеет возможность включиться в конкурс, представив свой аттестат в соответствующую приемную комиссию.
Чтобы лучше понять суть этой процедуры, рассмотрим пример. Предположим, что абитуриент Вася подал заявления в несколько вузов: А,В,С, упорядоченных в порядке убывания его приоритетов (А - самый желанный). Причем из предварительных списков претендентов ему ясно, что полной гарантии поступления у него нет нигде (во всех случаях его порядковый номер больше количества мест). Перед ним стоит проблема: куда нести свой аттестат, где участвовать в конкурсе?
Возможно, он начнет с самого приоритетного вуза А и будет следить, как там меняется конкурсная ситуация (а это список тех, кто представил аттестаты с указанием их баллов; его будут публиковать на сайте вуза ежедневно). И в какой-то момент станет ясно, что он оказался за бортом, то есть не попал на те 80% мест, которые разыгрываются на первом этапе. После этого надо срочно изымать аттестат из А и нести его... в В? А потом из В в С? А ведь это не кнопку на компьютере нажать. Для этого надо поехать в вуз (хорошо, если он в вашем городе), отстоять там очередь, написать заявление, а потом поехать в другой вуз, и там все повторить снова.
Мы описываем это подробно для того, чтобы разъяснить оптимальную стратегию абитуриента. Нашему Васе выгоднее подавать свой аттестат в конце срока, когда конкурсная ситуация во всех его вузах станет более ясной, чтобы не бегать попусту туда, куда он в итоге все равно не поступит. Причем это настолько очевидно, что такой стратегии будет следовать большинство.
А это означает, что конкурсные списки станут наиболее быстро меняться именно в последние часы, когда уследить за ними будет невозможно. В итоге многие получат нулевой результат только из-за того, что отнесли свой аттестат не туда, куда следовало (а вузы, соответственно, получат не тех абитуриентов). Тем самым в систему изначально заложена запредельная перегрузка и неустойчивость на заключительном этапе. За подобные управленческие решения положено голову отрывать, потому что такие системы в принципе работать не могут, они убивают сами себя.
Конечно, в рассмотренном сюжете речь идет не о лидерах, которые и при новой системе без проблем попадут, куда пожелают. Речь о «середняках», но надо понимать, что это понятие относительно. Если рассматривать престижные специальности элитных вузов, то там среди кандидатов тоже есть середняки, которые при этом заведомо входят в 5% лучших выпускников страны.
После первого этапа 4 августа начинается второй, который заканчивается 6 августа и проходит так же, как первый, с той лишь разницей, что на нем разыгрываются оставшиеся 20% мест. Не надо думать, что на этом этапе вы без проблем исправите допущенные ошибки. «Всё опять повторится сначала». Более того, на втором этапе конкуренция может оказаться более жесткой.
Снова поясним это на примере. Предположим, что абитуриент Вася подал заявления всего в два вуза, причем в первый он заведомо проходит: там 100 мест, а его порядковый номер - 50. Ободренный таким результатом, он спокойно относит аттестат во второй вуз (более желанный), но там его не приняли. Наступает второй этап, и Вася видит себя в списке в первом вузе под номером 25. Таков регламент: из списка удалили всех тех, кто был зачислен. Из них 25 человек оказались по рейтингу выше Васи, остальные ниже.
А мест осталось только 20. Так что гуляй, Вася. Приемная кампания для тебя закончится ничем.
Итак, предложенная система фактически лишает абитуриента возможности выбора вуза в соответствие с его предпочтениями и результатами ЕГЭ. У него реально будет всего две попытки, из которых вторая - усечённо-ущербная. В наибольшей степени это относится к абитуриентам из провинции, поскольку им переносить свой аттестат из вуза в вуз гораздо труднее.
Минобр навязывает выпускникам игру под названием «приемная кампания», «ходами» в которой является скоростное перемещение аттестата из одного учебного заведения в другое. Для того, чтобы это занятие стало осмысленным, нужна оперативная информация о текущей конкурсной ситуации в каждом из заявленных вузов. Эта информация будет у приемных комиссий и только. Через эту информацию (или псевдоинформацию) у них появятся огромные возможности влияния на решения абитуриентов и, следовательно, результаты приема. А значит, у предприимчивых родителей возникнет соблазн «заинтересовать» работников комиссий, что вызовет соответствующий рост взяточничества и поборов.
Минобр в очередной раз сотворил идиотизм, от которого почти всем будет тошно. Причем настолько тошно, что есть надежда на отмену обсуждаемых правил еще до приемной кампании, если у кого-то из компетентных лиц возникнет желание понять , о чем идет речь. А речь идет и о том, что ЛИКВИДИРУЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ПЛЮСЫ ЕГЭ: исчезнет возможность широкого выбора вуза, затруднится поступление провинциалов в столицы, вырастет вузовская коррупция.
Однако, есть те, кому представляется, что в новом формате жить станет легче. Прежняя система зачисления требовала от приемных комиссий вузов прямых телефонных контактов с абитуриентами: без этого обеспечить полный набор в «две волны» было невозможно (см.
http://www.youtube.com/watch?x-yt-ts=1421782837&x-yt-cl=84359240&v=nfi0FOUOu_E#t=3769 с 52:40). При нынешней системе в вузах с высоким конкурсом все эти проблемы будут переложены на абитуриентов. Так что мы едва ли ошибемся, если скажем, что новая система принята по указке Высшей школы экономики, которая крутит Минобром, как хвост собакой.
Однако и эти «экономические гении» получат сюрпризы, от которых «мало не покажется» (впрочем, не будем их информировать обо всем сразу).
А тем приемным комиссиям, которые вели конкурентную борьбу за качественный набор и в прежних условиях зачисления «в две волны» проводили индивидуальную работу с абитуриентами, остается посочувствовать. В основе их работы лежали гарантии поступления во второй волне, которые они могли дать абитуриентам. А эти гарантии, в свою очередь, опирались на информацию, которую абитуриенты сообщали приемным комиссиям (в ответ на их запрос) по результатам первой волны. В новых условиях степень неопределенности для абитуриентов резко возрастает, а значит, на запрос вуза о выборе места учебы они во многих случаях до завершения первого этапа ответить не смогут. Кроме того, раньше для проведения этой «индивидуальной работы» было время: от публикации списка рекомендованных к зачислению первой волны до завершения приема аттестатов. В новом регламенте для такой работы места нет: на протяжении этапа зачисления конкурсная ситуация меняется случайным образом и приглашать абитуриента, находящегося в глубине списка, нести свой аттестат без каких-либо гарантий поступления - дело безнадежное.
Решением проблем приемной кампании было бы создание единой электронной системы зачисления в вузы России, описанной здесь (см.
http://vk.com/doc-62604527_361016573?dl=068643a728a42525ff с. 22). Соответствующие предложения давно направлены в Минобр, но там ни читать, ни думать не умеют.
Источник:
http://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_1872