Целями новой налоговой системы должны быть:
- Ограничение роста цен - для предотвращения роста инфляции в связи с желанием продавцов подстраиваться под рост покупательного спроса населения;
- Увеличение зарплат наемных работников в зависимости от роста прибыли и добавленной стоимости их организаций;
- Сглаживание неравенства оплаты труда наемных работников и менеджмента организаций.
При увеличении покупательной способности населения или его отдельных групп, - например, при увеличении пенсий - продавцы стремятся максимально возможно поднять цены на свои товары. Это препятствует государственной политике повышения покупательного спроса и в конечном итоге любое повышение спроса съедается ростом цен, что не приносит пользы ни покупателям, ни самим продавцам и производителям.
Поэтому при проведении государством политики повышения покупательного спроса необходимо одновременно проводить мероприятия, ограничивающие неоправданные попытки продавцов взвинчивать цены.
Как лучше это делать?
Естественно, рыночными методами - через налоги. Потому что замораживание цен обязательно приведет к дефициту товаров в свободной торговле со всеми отрицательными сопутствующими последствиями.
При увеличении продажных цен у продавца растет добавленная стоимость и прибыль. Значит, необходимо воздействовать именно на эти показатели с целью ограничения попыток поднять цены.
Увеличение налога на добавленную стоимость - один из возможных вариантов ограничения роста цен. Возможно, все виды деятельности надо разделить на различные сферы деятельности и ввести дифференцированный налог на добавленную стоимость по этим сферам, или по категориям товаров. Причем, не только дифференцировать по этим критериям, но и сделать НДС по ним с прогрессивной шкалой налогообложения.
Но это не будет стимулировать работодателей увеличивать зарплаты своим наемным работникам, чтобы этим дополнительно увеличивать их покупательный спрос.
Можно влиять на цены и зарплаты через налог на прибыль организаций-продавцов: и опять-таки, ввести прогрессивную и дифференцированную шкалу налогообложения. Тогда будет стимул у работодателя-продавца увеличивать ФОТ, снижая тем самым прибыль организации.
Если связать фонд оплаты труда (ФОТ) предприятия-продавца с общей добавленной стоимостью, то это может сподвигнуть работодателей-продавцов увеличивать ФОТ только или преимущественно за счет увеличения зарплат только менеджерам, что увеличит несправедливость и неравномерность оплаты труда работников - что неправильно.
Частично эту проблему - неравномерности доходов - может снять введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц - НДФЛ.
Но этого может оказаться недостаточно, и тогда будет необходимо помимо этих мер ввести дополнительный контроль через налоговую систему за тем, как именно расходуется дополнительно полученная организацией-продавцом от повышения цен прибыль и добавленная стоимость. Вероятно, требуется ввести какой-то новый показатель по типу неравномерности доходов в макроэкономике - коэффициенту Джини, но для микроэкономики предприятий, которым учитывать неравномерность оплаты труда работников предприятия, например по категориям: рабочие, младший обслуживающий персонал, инженерно-технические работники, менеджеры разных уровней, топ-менеджмент.
________________________________________
Если присмотреться к опыту Швеции, то узнаем, что "Со времен Вигфорсса шведская система налогообложения предприятий характеризовалась стремлением «запереть» прибыли на предприятиях и следить за тем, чтобы они там и инвестировались. Специальными правилами уменьшался налог на те предприятия, которые сами вкладывали свои прибыли в инвестиции. Напротив, жесткими налогами облагались те доходы, которые шли на дивиденды акционерам." - Клас Эклунд, "ЭФФЕКТИВНАЯ ЭКОНОМИКА. Шведская модель."
И России сейчас нужно стремиться к тому, чтобы прибыли предприятий вкладывались или во внутренние инвестиции, или в рост оплаты труда работников этих предприятий, в первую очередь - наемных работников низшего и среднего звена.