Замечания по книге Петра Мягкова "Русская политическая экономия"

Apr 24, 2019 18:31

Замечания по книге Петра Мягкова "«Русская политическая экономия (критика английской политической экономии)»

Вы часто упоминаете Зомбарта. Но это не самый знаменитый экономист, хотя и принадлежащий к хорошей школе, к тому же - ярый антисемит, практически - немецкий фашист - отсюда и его ненависть к евреям и ростовщичеству, которое он связывает именно с ними - хотя первые займы под проценты начали давать вовсе не евреи, а монахи и европейские короли.
"Зомбарт дожил до национал-социалистической псевдореволюции. И, судя по всему, он без всяких колебаний превратился в апологета германского фашизма, начал писать о «немецком социализме», т.е. вполне в духе гитлеровской партии и, больше того, всячески оправдывать и даже превозносить подготовку гитлеровского рейха к новой, захватнической войне". "В настоящее время «Зомбарт - “буржуазный Маркс”, бывший эволюционист и салонный социалист, скатился к беспринципному эклектизму в методологии и оголтелому фашизму в политике» - И.Штерн. Эта рецензия была опубликована в 1929 г. Следовательно, Зомбарт перешел на сторону фашизма еще до прихода гитлеровской клики к власти." - Ойзерман Т.И., "Оправдание ревизионизма".

Что-то у Вас русский дух слишком перекликается с антисемитизмом и даже с откровенным нацизмом...

Вы пишите, что спекуляции противоестественны русскому духу. А как же тогда первые русские купцы? Или они не были русскими? Любая торговля есть спекуляция. "При этом необходимо различать, с одной стороны, купца или торгового работника, который обеспечивает товарооборот без спекуляции (торговая наценка на уровне своих реальных издержек, плюс средняя норма прибыли, например, на уровне 12% от торговых издержек)" -------------------- а если точнее - какой же должна быть норма прибыли, чтобы Вы не считали торговлю спекуляцией? И значит ли это, что если некая деятельность превышает эту норму прибыли - то это уже спекуляция? Например, какое-то новшество позволяет первому внедрившему получать повышенную прибыль. В любой деятельности. Это будет спекуляция? Не перекроете ли Вы этим всякое стремление к модернизации производства, к внедрению инноваций, к научно-техническому прогрессу? Да и само усреднение нормы прибыли - справедливо ли? Ведь условия у всех разные: одному надо приложить огромные усилия, чтобы получить прибыль и в 10%, а для другого - без всяких усилий и 20% не предел. И дело тут вовсе не в размере торговых издержек. Но и сам размер наценок ничего не значит, т.к. в конечном счете общая прибыль определяется не размерами наценок, а объемами продаж. И кто это будет такие расценки удерживать? Вы опять хотите, чтобы все розничные цены с стране устанавливал чиновник?

То же относится и к эксплуатации чужого труда: она вечна - и для русских в том числе. Батраки - это жесточайшая эксплуатация чужого труда, и они на Руси тоже были изначально. Или крепостные крестьяне, или просто домашняя прислуга - разве это не была эксплуатация чужого труда? Более того: даже внутрисемейная работа на земле - это тоже эксплуатация - членов своей семьи. И даже в общинах была эксплуатация: отработка на общественной земле на благо всей общины.Так что отделять русский народ от любого другого народа по этим признакам - неправильно. Ничем в этих отношениях русский народ не хуже и не лучше любого другого.

"политическая экономия, как базовая наука (при всём моем уважении ко всем прочим наукам), наука, определяющая основополагающие принципы существования человечества," ----------- как-то не согласуется с Вашим утверждением, что политэкономия должна быть у каждого народа или страны своя... На самом деле, политэкономия - это всего лишь экономическое обоснование существующих в стране политических решений. Подгонка экономики страны под её политику. Вы же предлагаете своей политэкономией подогнать практику под Вашу теорию - и в политике, и в экономике.

Про Маркса и Энгельса понравилось. :) Только что сложного обосновать необходимость процента? Это и так всем понятно: бесплатно ничего не бывает. Хочешь получить незаработанные тобой деньги - плати за такую возможность. Можно, конечно, не в процентах от займа, а в жестких тарифных ставках, но какая в принципе разница? Процент-то берется не в зависимости от полученного тобой дохода или прибыли, а в зависимости от размера самого кредита. То есть, какая разница - как мне - кредитору - ставить условие заемщику: вернуть мне долг с 10% процентами сверху, или вернуть мне долг и плату за кредит в размере 10 рублей на каждую занятую сотню?

Зря Вы восхваляете исламский банкинг... Сразу видно - никогда с ним не сталкивались. Во-первых, очень сложно получить кредит или ипотеку. Во-вторых, если и получите, то влезете в постоянную необходимость делиться своими доходами с банком. В третьих, их ипотека - это просто спекуляция квартирами: банк покупает за 3 рубля, а Вам продает за пять. Официально процентов вы не платите, но денег своих отдадите не только не меньше, а даже больше. Поэтому их банкинг так мало и распространен в Мире. Дураков мало.

А принципиальную ошибку Вашего подхода к экономике и человеку я вижу в том, что человек живет вовсе не ради того, чтобы что-то производить. И производит он не просто так, а по необходимости. Первые люди на Земле вообще ничего не производили - только собрали, потом - охотились.Зачем? Чтобы удовлетворять свои потребности. Вся жизнь человека - это нескончаемая череда удовлетворения им своих потребностей. Начиная от потребности дышать и есть - и до потребностей высшего уровня. А почти все свои естественные потребности он может удовлетворить только через обмен. Обмен того, что у него в избытке - на то, в чем он испытывает недостаток. Именно поэтому политэкономия вообще и экономика в-частности и рассматривают процессы обмена. Будь то англичане, или русские. При этом товары для обмена могут как производиться, так и добываться иными путями.Производство таким образом - лишь один из путей получения товара для обмена, чтобы обменивающиеся стороны могли полнее удовлетворить свои жизненные потребности.

Петр Мягков: творчество также является потребностью человека. Да, для начала нужно питьё, еда, жилище. Но когда это есть, на первое место выходит потребность в созидании, в творчестве. Не случайна наскальная живопись даже при первобытном обществе.

ОТВЕТ: Конечно, но чтобы творить - и Маркс об этом писал - человеку нужно свободное время. А оно у него появляется только после удовлетворения им своих базовых потребностей - в той же еде, и Вы об этом написали тоже. Так что вовсе не производство является главным в жизни, а именно - удовлетворение потребностей, в том числе - и творить. А не работать в смысле создания каких-то материальных ценностей, нужных другим людям, или удовлетворения псевдопотребностей, навязанных, внушенных самому работнику.

А если подойти к цели жизни человека с другой стороны - с точки зрения - кому надо убедить нас в том, что главное в жизни - производить? И окажется, что тем же самым людям, которым необходимо убедить нас в том, что цель жизни - в потреблении. То есть - тем же самым производителям и продавцам, которые получают от этого максимальную выгоду. И Вы, вероятно, не заметили у Маркса самого главного в его работе: что он-то как раз не считает важнейшим в жизни человека ни производить, ни потреблять. Работа для Маркса - лишь способ удовлетворения его истинных потребностей в результатах своего труда - то есть жизненно-важных потребностей, без удовлетворения которых он не сможет существовать. Он считает, что главное - это как раз дать человеку как можно больше свободного времени - именно чтобы творить. И потому он пишет, что человек должен работать лишь по минимуму - только для того, чтобы удовлетворять эти свои ИСТИННЫЕ потребности. И именно такую работу он называет избавлением человека от отчуждения. А свободное от работы время, которого должно быть как можно больше - человек сможет посвящать творчеству и своему интеллектуальному развитию, и своему духовному совершенствованию. И как раз эти мысли Маркса после его смерти упорно стараются игнорировать. Единственно что вынуждены были признать - необходимость уменьшения длины рабочего дня и длины рабочей недели - к которой пришли буквально все работодатели - капиталисты, буржуи и большевики. Просто потому, что иначе человек не успевает восстановить свои силы для работы. ДЛЯ РАБОТЫ НА НИХ.

Ссылка по теме:
ЧТО ОТ НАС СКРЫВАЛИ КОММУНИСТЫ

Антисемитизм, Русский дух, Зомбарт, Маркс, Исламский банкинг, Потребление, Обмен, Кредит, Спекуляция, Товары, Политэкономия, Ростовщичество

Previous post Next post
Up