Ж.-Л. Трюэль, Я. Н. Пащенко
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ:
ВОЗМОЖЕН ЛИ ТАНДЕМ?
Идея импортозамещения была выдвинута в XVIII в. Александром Гамильтоном и развита в XIX в. Фридрихом Листом. Эти экономисты выступали за введение заградительных пошлин на импортные товары в целях стимулирования национального производства. «Наиболее известный пример - использование протекционизма для содействия развитию новых отраслей, чтобы помочь им стать конкурентоспособными в контексте общего развития экономики». Идеи Листа повлияли на проведение экономической политики в ряде государств (например, реформы С. Витте в России в конце XIX в.).
Импортозамещение, цель которого - содействие повышению конкурентоспособности национальной экономики в долгосрочной перспективе, следует отличать от чистого протекционизма. Основная задача последнего - закрытие внутреннего рынка при сохранении отсталости, а не создание по-настоящему конкурентных новых отраслей промышленности, производящих высококачественные и востребованные продукты.
Политика импортозамещения, направленная на «новую индустриализацию», должна реализовываться одновременно на нескольких уровнях для повышения конкурентоспособности местного производства. Главное - найти правильный баланс целей содействия долгосрочному согласованному промышленному развитию.
Механизмы импортозамещения можно классифицировать по трем основным категориям (рис. 1): ограничение импорта, стимулирование местного производства и стимулирование потребления отечественной продукции. Эти инструменты, позволяющие создавать многочисленные комбинации, имеют разную эффективность с точки зрения промышленной политики.
В качестве примера рассмотрим агропромышленный комплекс. Эмбарго на ряд иностранных товаров, введенное в основном по политическим причинам, сегодня становится инструментом создания благоприятных условий для развития национального производства и импортозамещения (при одновременной мощной финансовой поддержке в форме субсидий). Препятствует такой политике, по крайней мере в краткосрочной перспективе, сильная зависимость агропромышленного сектора России от импорта оборудования, запчастей для него, а также семян, яйца для инкубаторов, кормовых ферментов, генетического материала и молодняка животных. «По данным Института овощеводства РФ, 70 % семян - китайские, 10 % - из США и Европы». Таким образом, зависимость от импорта семян остается высокой. В сельскохозяйственном машиностроении Россия импортирует от 50 до 90 % деталей (в зависимости от категории продукции). При использовании исключительно ограничений по импорту нельзя ожидать быстрого роста национального производства. В основном, эти меры будут обеспечивать сверхприбыли местным производителям, не стимулируя повышение их конкурентоспособности. Результатом может стать снижение качества продукции.
Субсидии сами по себе также не гарантируют повышения эффективности. В мире существует множество примеров, когда применение исключительно субсидий способствовало сохранению неконкурентных отраслей.
В современной экономике взаимодействие отраслей является сложным: повышение конкурентоспособности отрасли требует роста конкурентоспособности поставщиков. Чтобы исключить неэффективность мер из-за отсутствия кооперации между отраслями, необходимо учитывать так называемые вертикальные связи. Идея вертикальных связей получила развитие в рамках «теории цепочек (отраслей)» во Франции в 1980-х гг.
Необходимо укреплять связи между всеми участниками производственной экосистемы: образованием, наукой, промышленностью и вспомогательными услугами. Если этих связей нет или они слабы, ни сильная наука, ни образование не помогут повысить конкурентоспособность промышленности.Во Франции последние десять лет реализуется политика объединения всех участников инновационной и промышленной экосистемы. Основной и наиболее инновационной ее составляющей стала амбициозная программа кластеров - «центров (полюсов) конкурентоспособности», проводимая с 2004 г. Во Франции был создан 71 кластер по критериям технической специализации с учетом региональных аспектов. Ключевой проблемой стало сотрудничество научно-исследовательских центров, университетов, крупных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса и органов государственной власти. Нынешняя политика развития кластеров в России следует в том же направлении.
Создание благоприятной финансовой среды - один из самых важных вопросов в рамках импортозамещения. При ее отсутствии национальные отрасли промышленности не будут иметь достаточного объема финансовых средств для обеспечения значительного роста. На микроэкономическом уровне формирование благоприятной среды выражается в прямой поддержке бизнеса (особенно малых и средних предприятий) с помощью субсидий, недорогого кредита, налоговых льгот. Такие меры реализуются во всех развитых экономиках, включая США. Финансирование НИОКР и государственные закупки также играют важную роль.
Рассматривая финансирование на макроэкономическом уровне, подчеркнем, что это - перенаправление финансовых потоков в реальный сектор экономики, а не на спекулятивные финансовые рынки. В США одним из фундаментальных факторов, структурирующих развитие производственной системы, является доминирование финансового сектора, который во многом поставлен на службу реальному сектору экоомики. Ярким примером выступает сектор венчурного капитала США, который не только гораздо больше, но и более диверсифицирован, чем европейский или российский.
Таким образом, импортозамещение и новая индустриализация часто взаимосвязаны. Тем не менее результативность такого тандема сильно зависит от условий реализации. Такая политика эффективна, если она является частью долгосрочной комплексной стратегии страны.