Падение совокупного покупательского спроса (платежеспособности населения) ниже определенного для данного общества предела приводит к социально-экономическим кризисам.
Денежная масса в обороте перетекает от бедных к богатым вследствие непропорционального вкладу в производство распределения доходов, а через налоговую систему - к государству. Когда деньги в экономике у бедных заканчиваются, перераспределившись к богатым и государству, а дополнительной (компенсационной) подпитки не происходит, - совокупный покупательский спрос падает ниже критического значения и наступает кризис, в т.ч. т.н. кризис перепроизводства.
То есть, экономика подобна двум находящемся на разных уровнях и сообщающимся через трубу сосудам: она функционирует, пока в верхнем резервуаре есть жидкость - то есть пока у бедных достаточен покупательский спрос, есть денежные средства, - пока из одного сосуда жидкость не перетечет в другой, т.е. пока деньги у бедных не закончатся. Чтобы избежать полного обнуления жидкости в верхнем сосуде, необходимо поставить насос, перекачивающий (возвращающий) жидкость (денежную массы) из нижнего сосуда (от богатых) в верхний (бедным).
Важным инструментом повышения и поддержания совокупного покупательского спроса может быть выплата ББД - безусловного базового дохода. Им можно поддерживать минимальный уровень платежеспособности населения и его минимальное потребление, а через это - минимальный уровень предложения.
Однако подпитка населения денежной массой, увеличивающей совокупный покупательский спрос или платежеспособность не избавляет экономику от кризисов перепроизводства, так как бизнес, постоянно стремящийся к увеличению прибыли, рано или поздно приведет экономику к превышению предложения над платежеспособностью при отказе бизнеса от добровольного уменьшения цен на товары и услуги, и в результате - к кризису перепроизводства.
Поэтому государство должно исполнять роль насоса, отбирающего излишки денег у богатых, и перекачивающего их бедным, или создавать (эмитировать) дополнительные деньги для малообеспеченных слоев населения, но при этом постоянно отслеживать, чтобы предложение не стало устойчиво превышать платежеспособность населения. То есть, государство должно действовать по рекомендациям Дж.М.Кейнса для разных периодов развития экономики: при недостатке спроса - поднимать его увеличением денежной массы в обращении для основной массы населения, а при устойчивом росте экономики и превышении предложения над спросом - добиваться снижения цен и ограничивать предложение, ограничивая производство, в т.ч. - методами стерилизации денежной массы для определенного сектора экономики в обороте. Например, увеличивая налоги для бизнеса и богатых, повышая процентные ставки кредитования для бизнеса и пр.
Рис. Монетарная модель экономической системы
Все существующие в обороте деньги эмитированы государством - банковской системой, являющейся частью государственного аппарата (института).
При этом богатые становятся богаче, а бедные - беднее.
То есть - есть стабильный переток денег от бедных к богатым.
И этот переток не должен прерываться.
Стремление богатых владеть бо́льшим количеством денег может удовлетворяться двумя путями:
- за счет получения ими денег непосредственно у банковской систему или государства;
- за счет получения доходов от продаж потребителям того, что производят богатые.
Теоретически можно полностью исключить бедных из этой цепочки перетока денег от покупателей к продавцам, от бедных к богатым - как в первом, так и во втором случаях.
К чему это может привести страну, решившуюся избавиться от бедных, не давая им денег? Вероятно, к гражданской войне, начинающейся с криминализации общества. Без боя бедные умирать от голода не станут.
Но, вероятно, вариант, когда богатые смогут получать деньги лишь через покупателей более оптимистичный и рациональный.
Тогда эмитируемые государством деньги должны поступать на рынок преимущественно через основную массу населения. Поэтому именно к ней они и должны попадать в первую очередь.