Ипотека и кредиты: разрушительная эпоха высоких ставок продолжается

Mar 27, 2015 19:11

Ипотека и кредиты: разрушительная эпоха высоких ставок продолжается

Непосильные проценты

Конечно же, ипотека под 12% - намного лучше, чем под 15 или 18%. Однако давайте попробуем оценить стоимость такого кредита с точки зрения здравого смысла.
Не сложно подсчитать размер суммы, которую необходимо будет выплатить в течение 30 лет в случае получения кредита в размере 8 миллионов рублей под 12% с первоначальным взносом в 20%. Эта сумма составит 25 миллионов рублей, то есть превысит стоимость жилья в 4 раза!!!
Иными словами гражданин покупает одну квартиру по цене четырёх. Ситуация столь же абсурдная, как если бы при покупке мороженого продавец, вручив вам эскимо, попросил бы заплатить за него сумму, эквивалентную стоимости фургона-рефрижератора, в котором это эскимо приехало с фабрики.
Для сравнения в США и ЕС ещё несколько лет назад ипотечные ставки варьировались в районе 3-4%, а нынче в отдельных странах Европе и вовсе достигли отрицательных значений. Если в рассмотренном нами выше примере переплата по процентам за восьмимиллионный ипотечный кредит составила 17 миллионов рублей, то за аналогичный по стоимости кредит в США она составила бы 4 467 000 рублей, или менее половины суммы основного долга.
Разумеется, подобная парадоксальная ситуация сложилась не только в ипотечном, но и во всех других видах кредитования в России. Достаточно посмотреть на установившиеся ставки по коммерческим кредитам. Если в США средневзвешенная процентная ставка по коммерческим кредитам находится на уровне 2,25%, то в России в январе 2015 года средневзвешенная ставка по кредитам, предоставленным нефинансовым организациям на срок до 1 года, установилась на уровне 19,82%.
По данным Всемирного Банка, в 2013 году средняя кредитная процентная ставка в Великобритании равнялась 0,5%; в Швейцарии - 2,7%; в Японии - 1,3%. В России в это же время данный показатель превышал 9%.
Столь высокие процентные ставки делают кредит недоступным для российских предприятий, которым остаётся либо отказаться от модернизации своей производственной инфраструктуры, либо искать источники кредитования за рубежом. На деле происходит как первый процесс, так и второй.
Основные фонды российских предприятий устаревают ежегодно на 5%, а обновляются всего лишь на 1%. Если доля кредита в капитальных инвестициях западных стран превышает 40%, то в России не достигает и 10%. Крупные предприятия, обладающие возможностью искать заёмные средства за рубежом, кредитуются на Западе, в результате чего растёт внешний корпоративный долг. В 2013 году внешний долг России перевалил за $700 млрд. Парадоксально то, что российские предприятия занимают в развитых странах по сути российские же деньги, которые ранее попали туда в виде ушедшего из страны капитала и вывезенных Центробанком и Правительством валютных резервов. Только вот привлекаются эти средства по более высоким процентам, чем ранее были размещены, благодаря чему российская экономика теряет от нескольких сот миллионов до нескольких миллиардов долларов ежегодно.

Ошибочная кредитно-денежная политика

Такая разорительная финансовая система сложилась в России не вчера. Она является результатом длительной ошибочной кредитно-денежной политики, которая основывается на монетаристском постулате об исключительной зависимости инфляции от количества денег в стране.
Начиная с 1990-х годов руководители российского Центробанка и Правительства проводят политику борьбы с инфляцией путём ограничения денежной массы. Это приводит к сокращению количества денег в экономике и росту процентных ставок.
Между тем, математические исследования Центра научной политической мысли и идеологии доказали, что инфляция в России носит преимущественно немонетарный характер, то есть далеко не в первую очередь обусловлена размером и динамикой денежной массы. Учитывая это обстоятельство, антиинфляционная политика российских властей на деле превращается в упорную борьбу с российской экономикой. Предприятия несут ущерб, страдая от нехватки ликвидности, а инфляция продолжает жить и здравствовать.
Апологеты жёсткой кредитно-денежной политики забывают о том, что на уровень цен помимо количества денег влияет такая переменная как количество произведённых товаров и услуг. Опыт множества стран мира продемонстрировал, что при опережающем росте товарной массы по отношению к массе денежной инфляция может не только сокращаться, но и превращаться в дефляцию. При этом многое зависит оттого, по каким каналам дополнительные объёмы денежной массы направляется в экономику.
Тот механизм эмиссии, который существовал в России на протяжении последних лет, был просто обречён на стимулирование инфляции при отсутствии вклада в развитие реальных производств. Деньги эмитировались под выкуп нефтедолларов и сбрасывались на валютный рынок, не доходя напрямую до предприятий. России необходимо перейти к иной модели денежной эмиссии, когда новые деньги используются для дешёвого кредитования реального сектора.
Таким образом, каждый напечатанный рубль оборачивался бы увеличением выпуска товаров, что сводило бы на нет инфляционный потенциал. Противники данного подхода к организации кредитно-денежной системы в качестве аргумента о его несостоятельности приводят тот факт, что на первых порах пришлось бы кредитовать предприятия по ставкам, которые были бы меньше чем инфляция. Мол, невозможно заставать коммерческие банки действовать себе в убыток. Но именно поэтому функции восстановления монетизации и стимулирования промышленного роста должно выполнять специализированное учреждение - Государственный внебюджетный инвестиционно-кредитный фонд. Целью такого Фонда должно быть не извлечение коммерческой выгоды, а формирование инвестиционного ресурса.
Через создание специальных организаций, занимающихся кредитованием приоритетных отраслей, прошли многие успешные государства, среди которых послевоенные страны Европы и Япония, современные Индия и Китай.
Переход к иной парадигме кредитно-денежной политики мог бы способствовать решению многих актуальных для современной России задач, включая проблему дорогого жилья и недоступной ипотеки. Однако, судя по всему, экономические власти не намерены пересматривать свои взгляды и менять основные направления своей политики. А это значит, что в ближайшие годы эпоха высоких ставок в России продолжится.

Денежная масса, Ипотека, Монетаризм, Денежное обращение, ЦБ РФ

Previous post Next post
Up