Л.И.Кравченко: БРИКС: контуры альтернативного мира Итак, существует ли реальный, а не декларируемый процесс консолидации незападного мира?
В июле 2014 года в ходе VI саммита БРИКС в финальной декларации было объявлено о создании двух финансовых институтов - Нового банка развития (НБР) и Пула валютных резервов.
Примечательно, что местоположением банка была избрана не Москва, которая только в декларативных заявлениях российских чиновников претендует на роль мирового финансового центра. Фактически, расположение организации указывает на то, что лидерство в создании альтернативных структур берет на себя Китай.
В начале марта Совет Федерации одобрил соглашение о создании Банка, по которому Россия обязуется перечислять в фонд ежегодно в течение 7 лет по $2 млрд, начиная с текущего года. Эти расходы должны будут предусматриваться федеральным бюджетом. С одной стороны, для экономики в состоянии рецессии и постоянного сокращения государственных расходов внешние обязательства могут стать обременительными.
Однако сумма, которую Россия готова вложить, не идет в сравнение с теми средствами, которая страна ежегодно теряет в виде неконтролируемого оттока капитала. Так, в 2014 году из России было вывезено $151 млрд, а это в три раза больше всего первоначального капитала НБР. При регулировании оттока капитала только на налоговых поступлениях, которые сейчас оседают в оффшорах, страна могла бы не только обеспечить финансовую базу для исполнения своих внешних обязательств в виде формирования новых структур, гуманитарной помощи и выделения средств на международные программы помощи и развития, но и осуществить импортозамещение внутри страны.
Но если два финансовых института БРИКС действительно претендуют на роль альтернативных центров, остается открытым вопрос - почему все расчеты, включая формирование капитала, осуществляются в долларах США? Как можно говорить о независимости, если используется главный подконтрольный Штатам инструмент - их валюта. Второй аспект - это возможность стать членом Банка для всех государств-членов ООН.Возможность участия в НБР для всех членов ООН автоматически допускает вхождение в состав банка государств золотого миллиарда.При таком раскладе решения, для которых требуется простое большинство, будут согласованы, но те, где необходимо набрать две трети, могут быть заблокированы другими членами НБР.
Вторая структура - это пул условных валютных резервов с первоначальным размером в $100 млрд. Пул должен стать страховым механизмом: помогать странам избегать краткосрочных проблем с ликвидностью через механизм валютных свопов в случае возникновения или угрозы возникновения краткосрочных проблем платежного баланса. В пуле главенствующую роль также займет Китай, который внесет наибольший объем средств: $41 млрд - Китай, по $18 млрд - Россия, Бразилия, Индия, $5 млрд - ЮАР. Страны смогут обратиться в фонд за помощью при крупном оттоке капитала и девальвации национальной валюты. Пул валют будет управляться Центральными банками - теми структурами, которые официально не зависят от правительств, а подчиняются требованиям МВФ. Таким образом, Пул валют не станет независимым органом или альтернативой МВФ, а будет институтом, косвенно подотчетным МВФ.
Российская денежно-кредитная политика из всех стран БРИКС является наиболее жесткой и самой непоследовательной (Таблица 1).
Либерализация финансовой политики в России достигла наивысшей степени: Россия перешла на режим свободно плавающего курса, будучи сырьевой страной. Доля товаров промышленного производства в экспорте России наименьшая - 19,3%. В Бразилии - 35,1%, в Китае - 94%, в Индии - 59,4%, в ЮАР - 42%.
Контроль движения капитала в отличие от других государств не осуществляется. Таким образом, российский ЦБ выступает в роли наиболее рьяного исполнителя условий Вашингтонского консенсуса, который был введен в начале 90-ых, то есть как раз тогда, когда Россию принимали в МВФ. В силу этих обстоятельств не исключено возникновение разногласий в рамках Пула между Россией и Китаем, которые диаметрально противоположны в политиках своих Центральных Банков.
Несомненно, БРИКС - это в первую очередь круг единомышленников в вопросе мирового устройства, стоящих на единых с Россией позициях.
Итак, учреждение новых структур членами БРИКС призвано институализировать площадку, придав ей официальный статус. Исходя из организационных особенностей новых институтов, очевидно, что задачи создания альтернатив западным финансовым институтам звучат довольно декларативно, по факту реализуется политика усиления связей внутри БРИКС (что в первую очередь выгодно Китаю) и предпринимаются попытки формального вхождения в клуб государств, влияющих на глобальную систему управления. Государства, испытывающие существенные социально-экономические и политические сложности, традиционно привыкшие считать себя мировой периферией (большинство из них), еще сами не готовы бросить вызов мировому паразитаризму в лице Западных финансовых структур.