Василий Васильевич Розанов

May 24, 2014 17:34

М.Антонов "Экономическое учение славянофилов"

Василий Васильевич Розанов
По своим воззрениям Розанов был близок к славянофилам, разделяя с ними веру в начала соборности, общинности, совместного владения землей и склонности к артельным формам труда, видя в полном развитии этих начал обещание жизни «более высокой, гармоничной и примерной, нежели в какой томится Европа»
«В лагере прежних славянофилов, если б услышан был человек, говорящий, что две-три проигранные битвы, которые заставили бы нас навсегда отречься от Западных славян, были бы очень дешевой ценой, какой мы могли бы купить это драгоценное для нас отречение, - в лагере ранних славянофилов этот человек, вероятно, был бы сочтен величайшим врагом Славянства и противником всей славянофильской партии; и, однако, так велико богатство внутренних задатков этой теории, что именно К. Леонтьев является одним из самых глубоких исполнителей славянофильской идеи.

Розанов тонко подметил разницу между славянофильством, которое открывает путь к познанию сущности исторического процесса, и западничеством, которое устремлено на прагматические цели: «􀀀 либерализме есть некоторые удобства, без которых трет плечо. Школ будет много и мне будет куда отдать сына. И в либеральной школе моего сына не выпорют, а научат легко и хорошо. Сам захвораю: позову просвещенного доктора, который болезнь сердца не смешает с заворотом кишок… Таким образом, «прогресс» и «либерализм» есть английский чемодан, в котором «все положено» и «все удобно», и который предпочтительно возьмет в дорогу и не либерал. Либерал красивее издаст «Войну и мир». Но либерал никогда не напишет «Войны и мира»: и здесь его граница».

Или: «Несомненно, однако, что западники лучше славянофилов шьют сапоги. Токарничают. Плотничают. «Сапогов» же никаким Пушкиным нельзя опровергнуть. Сапоги носил сам Алекандр Сергеевич, и притом любил хорошие. Западник их и сошьет ему. И возьмет, за небольшой и честный процент, имение в залог, и вызволит «из нужды» сего «гуляку праздного», любившего и картишки и все. Как дух - западничество ничто. Оно не имеет содержания.Но нельзя забывать практики, практического ведения дел, всего этого «жидовства» и «американизма» в жизни, которые почти целиком нужно предоставить западникам, ибо они это одни умеют в России. И конституция, и сапог."

Розанов был русским националистом, ему не нравилось засилье инородцев в русской экономике и в прессе, но винил он в этом самих русских.

«В России вся собственность выросла из «выпросил» или «подарил» или кого-нибудь «обобрал». Труда собственности очень мало. И от этого она не крепка и не уважается»

«Механизм гибели европейской цивилизации будет заключаться в параличе против всякого зла, всякого негодяйства, всякого злодеяния: и в конце времен злодеи разорвут мир». - Розанов.

В конце времени чиновники перестали «служить» своему Государю, «помогать своему» Государю.
Это было оскорбительно…
Наконец они стали «помалу и «втихомолку» продавать частицы России; немец и еврей стали «обходить чиновника» - и сам чиновник повис как рыбка «на золотой удочке». Стало совсем плохо. Государь совсем остался один. Было не «средостение», а «измена». Ибо все уже чиновники читали «высокопоставленный» «Вестник Европы» зятя банкира и еврея, то есть ели русский пирог с еврейским фаршем…
Потом пришел этот Витте из «международной» Одессы и женатый на еврейке. Без сомнения, были анонимные негласные пути, которыми евреи двигали Витте вперед, проводили его, показывали его, рекомендовали и защищали его. Вообще «закулисная история Витте» еще не раскрыта.
Витте справедливо не знал, что такое «консерватизм и либерализм», ибо это слишком почтенно. Он был вообще циник, - далекое будущее России ему было вовсе неинтересно. Ему подавай «сейчас» и «горяченькое», как всякому колонисту, чужеродцу и еврею».

Вообще Петербург, по Розанову, «…это не столько окно в Европу, сколько размалеванный балкон, на который русские барчуки и барыньки «выпяливаются» перед Европой, - после сна, мордобитья, карт и водки «у себя дома», во внутренних апартаментах.

Причину многих бед России Розанов видел в том, что «у нас нет совсем МЕЧТЫ СВОЕЙ РОДИНЫ.
И на голом месте выросла космополитическая мечтательность.
У греков есть она. Была у римлян. У евреев есть.
У француза - «chere France», у англичан - «Старая Англия». У немцев - «наш старый Фриц».
Только у прошедшего русскую гимназию и университет - «проклятая Россия»...
У нас слово «отечество» узнается одновременно со словом «проклятие».
Посмотрите названия журналов: «Тарантул», «Оса». Целое издательство - «Скорпион»...
И все «жалят» Россию. «Как бы и куда ей запустить яда»...
Жалит ее немец. Жалит ее еврей. Жалит армянин, литовец. Разворачивая челюсти, лезет с насмешкой хохол.
И в середине всех, распоясавшись, «сам русский» ступил сапожищем на лицо бабушки-Родины»

Витте, Антонов М., Леонтьев, Розанов

Previous post Next post
Up