Неконтролируемое увеличение количества информации и развитие коммуникационных сетей - характерная черта современного времени. В наблюдаемых изменениях можно выделить две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона представлена достижениями научно-технического прогресса. Субъективная - нашими внутренними средствами, позволяющими осваивать данные достижения. Мы понимаем, что недостаточно иметь доступ к некоторому предмету, но нужно и научиться его использованию. Так, в последние 20 лет владение компьютерными программами стало одной из базовых компетенций работника офиса.
За существованием объективных и субъективных сторон скрываются две логики: логика производства и логика потребления. Большинство пользователей домашней техники, например, не нуждаются в знании о том, благодаря каким механизмам работает телевизор или кондиционер. В сфере производства физических предметов данное разделение повлекло за собой социальное расслоение тех, кто создают продукты, и тех, кто их потребляет. Проблема заключается в том, что подобное разделение, на наш взгляд, принципиально невозможно для знания, объектом которого является человек. Такой сферой гуманитарного знания являются большинство технологий управления персоналом. Вопрос состоит в том, можем ли мы разделить сферу управления персоналом на процесс производства технологий и отдельное их использование?
На уровне конкретных методик эта проблема раскрывается в вопросе влияния личности пользователя на результат использования некого продукта. Может ли, например, технология оценки персонала описана таким образом, что, будучи отчужденной от своего создателя, она приведет к запланированному результату? Большая часть усилий социальной психологии направлена на попытку положительно ответить на этот вопрос, обозначив некоторые закономерности: устойчивые и существенные связи явлений и процессов.
Но есть основания сомневаться в возможности создания такого объективного вневременного знания, когда заходит речь о человеке. На наш взгляд, процесс производства и потребления, разделенные в создании физического объекта, в сфере гуманитарного знания слиты воедино. Объекты, на которые направлены действия, являются идеальными: общественное мнение в компании, атмосфера в группе, отношения в коллективе. Это не значит, что они не могут быть объективированы. Их проявления мы видим в результатах практической деятельности, но непосредственно они нам не даны. Гуманитарную технологию невозможно передать как инструмент, так как процесс ее создания уже является ее применением. Производство гуманитарных технологий - это не фабрика, где происходит массовый выпуск продукции, а скорее работа врача или учителя, творящего «здесь и сейчас».
Технологии виртуальной коммуникации, к числу которых относится вебинар, представляют собой соединение гуманитарных знаний с технической инфраструктурой Интернет-коммуникации. Наивно было бы полагать, что одно наличие Интернет-инфраструктуры способно вызвать к жизни развитие виртуальной коммуникации. Скелет, который хоть и является структурной основой человеческого организма, не является причиной его перемещения в пространстве, он скорее обеспечивает протекание этого процесса. Компании могут потратить бюджетные средства на создание внутреннего программного обеспечения, но одно их наличие не обеспечит достижения поставленных целей развития горизонтальной коммуникации.
Какие можно сделать выводы? Во-первых, процесс конструирования и применения виртуальной коммуникации слиты воедино. Во-вторых, виртуальная коммуникация не исчерпывается наличием сети Интернет, а требует управления развитием отношений между людьми в процесс достижения целей.