Район №9

Aug 17, 2009 23:14

История создания картины "Район №9" ведется с момента выхода короткометражного фильма Нила Бломкэмпа «Выжить в Йобурге» в 2007 году.
Уже в этом коротком видеоролике заявлен документальный формат будущего фильма.
Неподалеку от Йоханнесбурга терпит бедствие космический корабль.
Йоханнесбург - самый крупный по численности жителей город в ЮАР. Местные жители называют его «Ёбург», «Ёзи» и «Еголи».
Инопланетяне выступают в неожиданном качестве - они не собираются ни порабощать нас ни просвещать. Они просто существует где-то рядом, на периферии нашего сознания.

Установить с ними разумный контакт не получилось - преодоление языкового барьера не способствует преодолению барьера непонимания.
Отвратительный внешний вид пришельцев только заостряет проблему межгрупповых отношений. Мы наблюдаем развитие дискриминации: от стереотипов к предубеждениям, дегуманизации других и затем агрессивным действиям, направленным на уничтожение не таких, как мы.
Отношения с пришельцами (или более широко, представителями другой группы (беженцами, иностранцами, иноверцами и т.п)) - отражение борьбы мотивов, которая идет внутри нас. С одной стороны, желание вытолкнуть и избавиться чужака, как организм уничтожает чужеродную инфекцию внутри себя. С другой стороны, это мысли о гуманистическом отношении к человеческой личности и равных правах.

Фильм "Район№9" не только об отношениях различных этнических, национальных и других групп. Нил Бломкэмп хорошо это прочувствовал на себе, так как город Йоханнесбург, в котором он вырос, представляет из себя котел, в котором переплавлялись различные этнические группы.

Этот фильм еще о развитии человеческой личности, которое заключается в выходе за пределы личного эгоизма в самопожертвование ради другого.
Ни в одном фильме я не видел такого длинного и детально описанного пути.

Если говорить о типе героя, то Викус - это такой же человек, как и большинство из нас.
В начале он занимается своей работой, играет ту роль, которую за него определили: организовать кампанию по выселению пришельцев из района №9.

Изменения начинают происходить помимо его воли, когда происходит реальный контакт с иным миром.
(Так, если попробовать искать аналогии с реальностью, мы попав в другую страну, помимо нашей воли сталкиваемся лицом к лицу с другой жизнью. Мы еще не успели изменить свое отношение к ней, но что-то происходит вне нашего сознания, мы замечаем в момент рефлексии так называемый "культурный шок" - переживание большого неудобства.)

Неудобство Викуса имеет физическую, телесную природу. Его социальные отношения резко изменяются - так получается, что с потерей социальной роли, он теряет всё. Главный экзистенциальный вопрос, выходящий за рамки фильма - "Неужели я - это только моя социальная роль?". Как убеждается Викус, только его жена верит ему только потому, что он - это он.
(Мы переживаем подобные ощущения каждый раз, когда "сбрасываем" или лишаемся наших ролей. Представьте себе командира, которого за проступок, понизили в должности и он стал подчиняться тем, кем раньше командовал.)

Что происходит дальше? Прежняя идентичность стерта, уничтожена в пыль, а новой нет. Есть только отчаянные попытки справиться, пережить ситуацию.
(Часто люди меняются с большим трудом, продолжая цепляться за старое. Осознавая величину соломинки, мы продолжаем хвататься за нее. Желание это иррационально, подобно инстинкту.)

Интересно, что стадии, которые проходит Викус в своем переживании (=проживании) подобны стадиям переживания горя в реальности:
1. Потрясение и недоверие
2. Отрицание
3. Гнев и смешение чувств
Целая гамма негативных эмоций: тоска, злость, депрессия, вина, тревога.

Большую часть фильма герой эгоистичен; борется за свою жизнь, как животное, забившееся в угол и обезумевшее от сознания безвыходности ситуации.
Переломный момент наступает, когда он спасает Кристофеа.
Кто-то может сказать, что он делает это также ради собственного спасения. Вывод из этого состоит в отрицании возможности альтруистического поступка и объяснение его с позиции рационального прагматизма. Но это не так. Викус поступает так, не планируя выгоды; он действует исходя из эмоционального состояния, корни которого в осознании личностного смысла спасения другого. Категорию рациональности сменяет категория долженствования. Можно это назвать героизмом, принимая во внимание риск, которому подвергается Викус - быть убитым. Удивительное дело - но и до этого Викусу грозило тоже самое, но почему то именно в этот момент мы чувствуем его героизм. В чем он состоит?

Думаю, в поступке самопожертвования - волевом действии, преодолении самого себя и отстаивании своего права на существование и личную свободу.
(Возможно, это и рецепт от депрессии в реальной жизни - сделать что-нибудь для другого не ради личной выгоды, а ради самого поступка.
Переживание личного горя оканчивается принятием себя и нахождением, конструированием нового смысла жизни.)


кино, фильмы

Previous post Next post
Up