сепаратизм, национализм.

Jul 29, 2013 08:38

Теперь приступаю к размещению в ЖЖ тех статей, что были опубликованы мной в газете Звезда Поволжья.

Давайте жить дружно.

№ 11 от 21 марта и № 12 от 28 марта.

Газету «Звезда Поволжья» читаю давно, пишу в первый раз. Хочу высказать свой взгляд на проблемы, которые вызывают острые споры. Цель одна: попробовать объяснится в надежде быть понятым и, тем самым, внести свой скромный вклад в поиск мира на межнациональной почве. Что то страсти cтали накалятся в этой сфере и мне это не нравится. Четыре столетия и даже больше мы прожили в мире и согласии. И вот это мне нравится. Я русский и моя точка зрения, конечно, не всегда совпадает с позицией лиц, которые позиционируют себя как национальные татарские патриоты. Но мы живем в одном пространстве и это обстоятельство требует от всех нас взаимоуважения и взаимопонимания. Иначе мир рухнет. И что мы получим? Мне об этом даже говорить не хочется.
Всем известно: можно повторять слово «халва» хоть тысячу раз, во рту от этого слаще не станет. Можно также на каждом углу твердить, что: «я за единую Россию», единства от этого не прибавится. Истина, она скрывается и проявляется в деталях. Хорошо помню многолетней давности высказывание бывшего советника Президента РТ об особых отличительных достоинствах женщины - татарки, сказанное им в одном из интервью. Бывший товарищ Хакимов, с началом перестройки срочно обернувшийся в господина Хаки, заявил, что главным отличительным качеством её является чистоплотность. Нет слов, господин прав, женщины в нашей республике изумительно красивы и, конечно же, чистоплотны. Но почему же это качество, по словам государева слуги, присуще только татаркам? Женщинам других национальностей в этом качестве он отказывает? Ныне этот человек работает директором института. Под его руководством пишется многотомная история татарского народа. Очень нужное, благородное дело. Но пишут то они эту историю не только для татар, эта история интересна и другим. А буду ли я ему верить после таких высказываний? Вопрос, конечно, интересный.
Оставим в покое этого человека, подумаешь, ляпнул, не подумав, с кем не бывает. На страницах газет, журналов можно найти куда как более откровенные мысли, высказанные, так сказать, вслух. Здесь можно встретить «ляпы», так уж «ЛЯПЫ»! Причем это можно наблюдать в материалах обоих сторон, как русских так и татарских бойцов за «счастье» народа. Вот вам живой пример. В десятом номере газеты Звезда Поволжья завершилось печатание многосерийной битвы бывшего депутата разных уровней, бывшего офицера Советской Армии за переход татарской письменности на латинскую графику. Геройское сражение им было проиграно. Виноват, как водится русский или, как оригинально его назвал автор: «Орфографический империализм». Вот так вот незаметно нас перевели в новую общественную формацию. Браво, господин - товарищ. Честь и хвала, конечно, Вам, славному офицеру, что кроме «ать - два», Вы еще и писать, читать умеете. Но вот проблема: это не дает Вам права наклеивать ярлыки куда и как попало. Я бы предложил означенному оратору писать не по русски, а по татарски и желательно латиницей.
Русская сторона, в стороне также не остаётся. Господин Агафонов начинает печатать в той же газете свое видение взаимоотношений между татарами и русскими. Его первая статья из этой серии названа «Плясуны» и посвящена важнейшей проблеме терроризма. Но запал и пафос задуманного рассеиваются на взаимные упреки и сарказм при оценке личностей оппонентов. Статья уверенно превращается в маленький междусобойчик с взаимными упреками, не менее уверенно переходящими в оскорбления. А террористы как то, по тихому, спрятались за словесами. А тема очень серьезная и напрямую примыкает, в том числе и к вопросу о применении латиницы в татарской письменности. Чисто гипотетически я хочу представить себе, что будет, если завтра русский язык переведут на латиницу. К чему будет призывать бывший советский офицер? Переходить на арабскую графику? А ему, по моему, все равно, лишь бы подальше от русских и от России. И после этого он хочет меня уверить, что заботится о единстве государства. Полноте, господин хороший. Как сказал когда то поэт: «Свежо предание, но верится с трудом». А тем, кто еще случайно может поверить этому фарисейству, я приведу заключительные слова автора обширного опуса «Орфографический империализм»: «Мы ( читай татары ) мало приспособлены для жизни в мире тотального обмана и коварного зла. И мир этот не изменится, пока мы сами не изменим его». Все! Слов больше не нужно, нужна лишь команда: « Стройся! ».
Двуязычие еще одна болевая точка в межнациональных коллизиях. Две непримиримые точки зрения на проблему. Одни считают, что госслужащий, включая и президента, а в идеале и все остальные граждане, должны знать два языка. Другие считают, что достаточно одного. Спор беспредметен, если решать его без наличия доброй воли. Понимаю, она здесь, в этих полемиках, остродефицитна, но нам все равно придется найти её. Найти, прежде всего, в самих себе, жителях республики. А что я вижу? Мутным потоком на бедную голову обывателя льётся откровенная ложь и искаженная картина нашей жизни. Орфографический империализм переходит в языковой. Борцы за счастье татарского народа открывают глаза ему на бедственное, прямо таки катастрофическое положение татарского языка в Татарстане и в России. Так ли это? Вот лишь несколько примеров из действительности. По количеству населения в РТ примерно поровну татар и русских. Кто нибудь пробовал посчитать начальников - татар во властных структурах? Там татар тоже примерно половина? Пойдем дальше. Мой внук учится в обычной школе в третьем классе. Как вы считаете, сколько часов в неделю у него отведено на русский язык, а сколько на татарский? Во втором, например, у него было пять уроков татарского и два русского. И это, конечно же, свидетельствует об ущемлении татарского в нашей школе и в целом по жизни. Даже объективный процесс укрупнения сельских школ преподносится как целенаправленное наступление на татарский, конечно же, опять, с целью его уничтожения. А сокращение школ и классов с преподаванием на татарском? То же самое, превращается, в устах защитников из объективного процесса в еще одно свидетельство дальнейшего порабощения татарского народа. В пользу того же утверждения приводится и отсутствие национального телевидения. Да, нет слов, это серьезная проблема. Такое телевидение нужно. Но опять же все это очень смахивает на проблему выеденного яйца. Создавайте, никто не мешает. На FM есть татарское радио, его кто то ущемляет? Весь вопрос, на какие деньги работает конкретное СМИ. Здесь все очень просто: слушают, смотрят этот канал или нет. А для оценки в мире придуман показатель, рейтинг называется. Поэтому, в добрый путь, господа!
А некоторые умудряются пойти дальше всех. Оказывается и в быту татарский язык угнетен. В статье «Родной язык», некто Р.Енгалычев вспоминает, как в советское время «запрещали» разговаривать на татарском в транспорте и «даже в курилке» предприятия на работе. Автор назвал толерантными татар, которые «считали неэтичным говорить по татарски в присутствии хоть одного русского». При этом толерантность в его устах звучит как порицание. Далее цитировать не хочется. Может быть Енгалычев и хороший инженер, но вот знание этики поведения человека у него хромает, как говорится, есть пробелы. Напомню, во времена СССР общество было более образованным в самом широком смысле этого слова. Мы все, русские, татары жили за «железным» занавесом, но классические нормы поведения человека в любом обществе знали. А они, эти правила диктуют поведение людей в тех или иных обстоятельствах, в том числе и выбор языка общения в конкретной компании. Жаль, что это неизвестно инженеру. Видимо отсюда и вывод, который делает он, когда утверждает, что таким образом нет возможности татарам разговаривать между собой нигде в Казани из-за того, что всегда и везде присутствует кто то, не татарин. Мудр Енгалычев. Правда, история знает еще больших мудрецов, которым мешали жить конкретно целые народы. А вы говорите о безобидном, на этом фоне, терроризме. Здесь прямым террором пахнет.
Вот так вот, кто просто по недомыслию и незнанию, а кто конкретно и откровенной ложью «пудрят», промывают мозги простому человеку. Цель одна и некоторые, из одиозных, её не скрывают: выход ( освобождение от гнета ) Татарстана из состава России. А особо горячие мечтают уже о вступлении в ЕС и НАТО, ведь под ногами нефть, а значит и богатство, расцвет татарской нации. Чего здесь больше, наива или простого невежества не знаю, но уверен, эти люди к добру не приведут, если и дальше будут придерживаться этих позиций. Особое место в этом процессе принадлежит известным деятелям культуры. Они у нас ныне почти все сплошь профессора и академики. И вот я читаю размышления такого академика местного разлива о судьбах угнетенного татарского народа. Конечно она, по его мнению, печальна и ужасна. Да и какой она может быть, если угнетение это с годами только усиливается, а в последнее время становится просто невыносимым. В Америке ныне, по его словам, даже к индейцам относятся лучше, чем в России к татарам. Американцы и войну то выиграли только потому, что, чрезмерно уважая индейцев, решили использовать язык племени навахо для разработки секретных кодов для того, чтобы никто не догадался. Мне интересно, сам то академик понимает, что за чушь он «сморозил»? Или ему все равно: «пипл схавает»?
Я лишь привел малую толику примеров о людях, которые ставят перед собой одну цель: как можно сильнее вбить кол в вековое сожительство двух народов, их взаимоуважение и дружбу. Я не оговорился, именно дружбу. Имею полное основание так говорить, ибо живу здесь всю жизнь и за 67 прожитых лет приобрел лучших друзей из татар, знаю не по наслышке лучшие качества этого народа. Поверьте мне, это не только вышеупомянутая чистоплотность, а еще и врожденное благородство, дружелюбие и, если хотите та самая толерантность, которая так не нравится некоторым. У моей жены, украинки, кстати, есть лучшая подруга и это татарка. У меня самого близкий друг татарин. Академику, конечно, виднее, как там, в Америке к индейцам относятся. А мне довелось побывать в одной из резерваций индейцев в штате Аризона. Вождь племени с внучкой встречает посетителей смотровой площадки Skywalk в Гранд - каньоне. Одет по всей форме, как показывают в кино, а разговаривает почему то по английски и ничуть этим, кстати, не заморачивается. А племя навахо обитает здесь же, в этом же штате на положении полуавтономной самоуправляемой территории. Вот такая реальная картина «счастливой» жизни индейцев в Америке. Но оставим их в покое, вернемся к нашим проблемам.
Я не знаком лично ни с одним из борцов за национальное освобождение татар, да и знакомится не тянет. Но я уверен, они росли не в изоляции и встречали в своей жизни русских ребят, а может даже и дружили в детстве с кем то из них. Во всяком случае все они в достаточной степени владеют русским, а на таком уровне в школе его не выучишь. Значит, освоили в быту, в русскоязычной среде. Хочу спросить уважаемых господ, что же их подвигло на такую ненависть к русскому народу? Обида детства, неудачи в любви, желание реванша несбывшихся надежд или еще что то, глубоко интимное. Не знаю. Давно затихли боевые столкновения русичей и татар. Правда в Казани до сих пор нет достойного памятника защитникам города, но я думаю, что это будет в ближайшее время исправлено. Мы прожили вместе более четырех сотен лет, многие семьи по настоящему и не знают к какой нации они принадлежат, так все перемешалось. И вот выходит на площадь красивая дама и призывает своих сторонников и рядовых граждан вспомнить былое, вернуть вспять давно забытое. К подобным призывам примыкают люди разных возрастов и профессий. Не остается в стороне и творческая интеллигенция, особенно признанные мастера. Они с молодым задором бросаются на баррикады. Видимо здесь интереснее, чем погружаться в муки творчества. Жалко мне их и понять вместе с тем можно. Зачем трудится в поте лица, здесь хоть и ущербное, но быстрое признание. А чтобы стать вровень с Рудольфом Нуриевым или Софией Гудайдулиной нужен и талант и тяжкий труд. Что то я не слышал, чтобы хоть один наш академик от литературы написал близкое или подобное Алхимику от Пауло Коэльо, например. В прошлом году на Крещатике, в Киеве я общался с группой молодых людей. Они долго не могли сообразить, где находится Казань и Татарстан, пока не нашелся один эрудит, он то и воскликнул: «Так это же Рубин, они Барселону дважды нагнули». И им стало все понятно, хотя я уверен, географически они так и остались в неведении. Мне же пришлось только согласится, что моя малая родина, это футбольный клуб Рубин. Горько и обидно господа академики. Не каждому дано стать Шекспиром, но почему же никто в мире не знает ваших произведений, ваших имен. Или я опять ошибаюсь, ваши имена появились на афишах бродвейских мюзиклов? Нет? А есть ведь другие примеры: простой деревенский парень, не академик, а просто мудрый человек, жизнь которого прошла в ежедневном напряженном труде, получил мировое признание и непререкаемый авторитет в России. Минтимир Шарипович Шаймиев сделал себя сам и теперь это человек известный далеко за пределами нашей республики. Известность эту он заработал трудом и ответственным отношением к тому же национальному вопросу, а не посыпанием головы пеплом и возведением напраслины.
Активность безответственных людей, призывающих к революционному изменению сложившегося статус - кво, порождает ответную реакцию таких же горячих лиц, стоящих на противоположном берегу. Вражда всегда вызывает ответ. И вот уже русские националы и фашиствующие лица устраивают истерию по поводу победы на конкурсе красоты прекрасной девушки с милым именем Эльмира. В Татарстане это обычное имя, не вызывает ни какого отторжения. Но в российской глубинке оно звучит непривычно, режет слух обывателю. Нет ли здесь вины и наших деятелей культуры, замыкающихся в своих творениях национальными рамками без выхода на всероссийскую сцену? Имя второй девушки - татарки не вызвало столь бурной реакции, видимо, просто потому, что она победила в соревновании по профессиональному мастерству столь безоговорочно, что и возразить нечего. На Евровидении наша Дина Гарипова будет представлять Россию и это вызывает у меня только гордость за успех моей землячки. Нашим националам при этом придется смирится, что там в Европе в глазах общественности девочка будет русской. Такова действительность. К сожалению, это опять послужит дополнительным поводом для обвинения России в имперской политике и взывать к мировому сообществу чуть ли не с призывом SOS. Но жалобы, это удел рабов. Ощущение себя гражданином мира, это не поиск виноватых, а состояние души. Бороться нужно не оскорблениями оппонента, тем более не призывами на баррикады, а созиданием добра и взаимоуважения. Тогда в той же Европе слово «татар» не будет ассоциироваться с названием бифщтекса из сырого мяса, а с национальностью великого народа. И это, прежде всего, задача деятелей культуры татарского народа. Но пока от них исходит лишь жалкий, но высокомерный голос с сомнительными словами, вроде тех, что сказал когда то о достоинствах женщины - татарки человек, упомянутый мной ранее.
Недавно на экранах демонстрировался одиозный фильм - пасквиль «Орда». Скажите мне, пожалуйста, почему газета Звезда Поволжья и другие республиканские издания не подняли всероссийский протест, не организовали сбор подписей против демонстрации этой Орды? Где были и есть наши голосистые академики, генералы от истории? Почему с доказательствами и документами на руках не опровергают историческую ложь, изготовленную кучкой негодяев - коньюнктурщиков в Москве? Думаю, под этой акцией подписались бы и многие русские. Но в ответ тишина, лишь робкие возражения, а нужен серьезный разговор о качестве и исторической правде показанного фильма. Или правда далеко не всем нужна?
Пишу эти строки в субботу вечером. Моя жена с внучкой смотрят по телевизору передачу «большие танцы» из Москвы. Выступает команда из Казани. Победа. Бабуля с внучкой в восторге. Им даже и в голову не приходит посчитать из каких национальностей состоит коллектив. Потому что национальность одна: казанцы, татарстанцы. И просто из интереса, хотелось бы знать, смотрят ли этот канал наши националы и какова их реакция? Или и здесь они сумеют увидеть «неоколониализм», «империализм» России? А такие люди, я почти уверен, есть. Почему они придерживаются такого взгляда, почему упрямо твердят одно и тоже. И никакие доводы, кажется, не могут повернуть их. Ответить на эти вопросы трудно, но необходимо. Жизненно необходимо, если мы хотим и дальше жить в мире и благополучии.
Мир вам, уважаемые. Жить нужно дружно.

Шмелев Юрий.
Previous post Next post
Up