Кругосветка моя.

Nov 24, 2012 07:20


Стамбул.

Побывать в этом городе я хотел давно, это было моей заветной и тайной мечтой. Царьград, Константинополь эти названия известны с детства, из учебников по истории и литературе. Именно оттуда пришла в мой народ христианская вера. У нас ее зовут православной, на Западе ортодоксальной, но это не меняет существа дела: в глубине моей души всегда существует незримая связь с этим городом. София, великий храм, построенный византийскими царями, почему то всегда возникает в моей памяти при упоминании Стамбула. История города и этого края замысловато переплетается с историей России. Морские и сухопутные сражения постоянно, на протяжении веков "украшали" мирную жизнь наших народов. Османская империя и Россия делили окружающий мир на свой лад.
Мусульманский этап истории города добавил в венок прежних достопримечательностей не только нынешнее имя, но и изумительную архитектуру и знаменитые восточные базары и таинственное обаяние восточной жизни и неги. А Босфор, воспетый целым сонмом пиитов, а дворцы с сералями, евнухами, женами и наложницами, а изящные и величественные одновременно мечети с минаретами до самого неба? Нынешнее время добавило сюда мосты, соединяющие два континента, превратило сам пролив в оживленную транспортную артерию, круглые сутки живущую напряженным трудом. Все это и еще многое что другое вмещает в себя этот великий город, Стамбул. Ну скажите, как было не мечтать, хоть одним глазком взглянуть на это чудо света? Поэтому, мне и кажется, что всю жизнь, на подсознательном уровне, тайно, не признаваясь даже самому себе, я мечтал об этом. И вот судьба сделала мне щедрый подарок: на целую неделю весь Стамбул в безраздельном моем распоряжении.
Я приехал в Стамбул рано утром на автобусе из Анкары. В отличии от других турецких городов, в которых к тому времени я уже побывал, автовокзал стамбульский не произвел на меня ни какого впечатления. Можно сказать даже, мне он не понравился. Это просто двухуровневая стоянка автобусов, больше похожая на техническую зону и здание в виде большого квадрата, в котором арендуют офисы многочисленные транспортные компании. Внутри квадрата есть зона со скамейками под открытым небом и стоянка такси. В одном крыле расположены несколько кафешек, торговый центр и скромный вход в метро. Общего зала ожидания я не нашел, да собственно он мне был и не нужен, по интернету я заранее заказал гостиницу. Вот туда и отправился.
Стамбульское метро произвело приятное впечатление своей почти домашней обстановкой. Не было большого наплыва пассажиров, на станции скромно и чисто, поезд подошел быстро и опять же, как то по свойски тихо и без толпы на перроне. Оказалось, до моей гостиницы на поезде метро добраться невозможно, необходима пересадка на другой вид транспорта, на трамвай. К моему удивлению, трамвай составлял как бы часть единой транспортной системы с метрополитеном. По указателям я легко добрался с конечной станции метро " Ак Сарай" до трамвайной остановки на проспекте Юсуф Паши. Но, как говорится: "дружба дружбой, а табачок врозь". На трамвай мне пришлось брать отдельно новый билет, стоимость которого, также как и в метро, две лиры. Трамвай пришел быстро. Но что это был за трамвай? Совсем не тот, что "рассекает" по нашим казанским маршрутам. Это даже и не трамвай, а скорее мини экспресс из будущего. Поездка больше похожа на полет, так комфортно движется, а вернее летит этот поезд-трамвай. Эх, нам бы в город такое чудо!
Кстати о транспорте в Турции. На мой взгляд основным средством сообщения между городами является автобус. По моему, это самый распространенный и доведенный до высокой степени совершенства вид междугороднего транспорта. Сами автобусы очень комфортабельны и внешне очень аккуратные, солидные. Водитель обязательно в белой сорочке с галстуком, темных брюках, начищенных ботинках. Просто пилот международных авиалиний, а не шофер. В экипаже есть стюард. Он угостит вас чаем, кофе, минералкой, следит за порядком в салоне. Автовокзал в каждом городе, это целый комплекс, больше похожий на аэровокзал средней руки, в котором можно и перекусить и сходить в туалет ( бесплатно, между прочим ). Здесь же и торговый центр и зона обслуживания автобусов. Их здесь осматривают и моют, пока длится стоянка. Например, до Каппадокии я ехал около суток, за это время наш автобус четыре раза помыли на автовокзалах, хотя по дороге не было ни какого дождя. У меня осталось очень хорошее впечатление о междугородних автобусах в Турции. А в системе обычного городского транспорта меня поразил стамбульский трамвай. У нас в Казани тоже есть трамваи. Но, Боже мой какое это убожество! Прогресс прошел мимо этого средства транспорта. Наши отцы города, я полагаю, были в Стамбуле и, наверно, не раз. Надеюсь, видели этот трамвай. Но, коль сами не могут, наняли бы турецких трамвайщиков сделать такое же и у нас. Но, не делают. Значит, кому то выгодно держать город в этакой транспортной узде и пользовать ныне трамвай позапрошлого века в качестве современного городского транспорта. Просто, удивительно.
Но вернемся в Стамбул. Ак Сарай ( Белый дворец ) и проспект Юсуф Паша, находятся на периферии исторической части города. Отсюда мне ехать несколько остановок по самому сердцу города, сосредоточию самых знаменитых объектов старины. Вагон трамвая полон, но не тесно и даже почти удобно. Едут студенты и клерки, все аккуратно одеты и вежливы. Никаких пробок по ходу движения. Три - четыре остановки и я выхожу. Моя гостиница "Maywood"в двухстах, примерно, метрах от остановки. Самый центр города, Султанахмет.
Путеводители наперебой сообщают о десяти, двадцати, называют и еще больше достопримечательностях города. Думаю, что этот список очень велик, все зависит от точки зрения авторов. Поэтому я не стал замыкаться на подобной информации. У меня было свое, довольно общее представление о городе, вот я и стал знакомится с ним, не особо придерживаясь какого либо плана. Утром, плотно позавтракав в гостинице, отправлялся на весь день гулять по городу. Побывал, конечно, практически во всех уголках исторического центра, на катере покатался по Босфору и на пароме переправился в азиатскую часть мегаполиса. Ходил, смотрел на людей, много фотографировал. Неделя пролетела незаметно, а сейчас кажется даже, мгновенно. Я пытался впитать в себя все что видел и чувствовал в тот период. Получилось или нет, не могу сказать наверняка, но я был счастлив свиданием с этим городом. Мне легко было в Стамбуле. Все мне здесь нравилось. Даже привык пить воду из пластиковых бутылок без газа и к их чаю, который здесь пьют из фигурных стаканчиков. Привык даже поедать сладости в больших количествах. Здесь они продаются на каждом шагу и очень хороши с чаем. И это не смотря, что утром за завтраком в гостинице сладкого было также в избытке. Днем на улице покупал всякие орешки, в том числе и жареные каштаны и вареную кукурузу. К вечеру, поужинав в каком либо кафе, усталый и счастливый приходил в свой номер и проваливался в сон.
Конечно, многого я не увидел и много где не был. Не был, например, в хамаме. Не видел ночной жизни в Стамбуле. Но и того, что я увидел, мне достаточно, чтобы сказать самому себе: ты был в этом городе, ты видел чем и как живут его жители.
Что особенно понравилось? Кроме трамвая, о котором я говорил, приятно было наблюдать за слаженной и эффективной паромной переправой через Босфор, между Азий и Европой. Это просто конвейер по доставке людей и автотранспорта с берега на берег. Здорово! Не буду говорить о красоте старой части города. Это надо видеть! Гигантский, шумный Египетский базар, другие рынки, величавая Аль-София, неземной красоты Голубая мечеть, исторические памятники все это нужно видеть своими глазами. И я это увидел.
15 мая, утром в половине десятого я сел в заказанный вчерашним днем шатл и уехал в аэропорт. Сегодня мой вылет в США. Господи, благослови меня!

Posted via LiveJournal app for iPad.

люди., города, страны, путешествие

Previous post Next post
Up