Демографический вызов Украины

Dec 14, 2024 21:12

На момент образования население Украины составляло 52 млн. Следующие 23 года население плавно уменьшалось и в 2014 снизилось до 45,5 млн. Причины были общие со многими постсоветскими соседями, экономический спад и открытие возможности эмиграции, снижение рождаемости (общеевропейская тенденция). Россия имела те же процессы, но компенсировала спад иммиграцией (в т.ч. из Украины).

В 2014 Украина перестала контролировать территории с населением более 5 млн человек, хотя в официальной статистике перестали показывать Крым, но учитывали в полном составе Донецкую и Луганскую области, и на 2015 принято давать цифру 42,5 млн. Государство не принимало усилий по завлечению населения оккупированных территорий. Кто хотел и имел возможность, переезжал самостоятельно, из Крыма мало, из Донбасса больше (бежали от войны). Не озвученной, но продуманной была мысль, что оно и к лучшему, без балласта самых пророссийских регионов жить будет лучше. Политические элиты всерьез не разрабатывали стратегию реинтеграции, Крым считался отрезанным надолго или навсегда, а проблемы с гипотетически возможным возвращением Донбасса, видимо, планировали улаживать экспромтом, по мере поступления.

Эмиграция после 2014 скорее ускоряется, хотя у меня нет данных (думаю, точных данных нет и у службы статистики).

На момент начала полномасштабной войны на подконтрольной территории Украины проживало приблизительно 37 млн (снова, по официально-приблизительной статистике 41,1 млн, но это в т.ч. с неконтролируемым Донбассом). По приблизительным данным ООН из Украины выехало 8 млн человек, цифра может быть завышена. На оккупированных после 2022 территориях проживало чуть более 1 млн человек, пусть часть из них покинула те территории и сейчас там 1 млн. Получается, что в Украине должно быть 37-8-1=28 млн человек.

Из выехавших многие уже никогда не вернутся. Мы дважды немного увеличили количество таких людей, когда в апреле перестали выдавать паспорта за границей мужчинам (позже возобновили), а недавно официально запретили выдавать паспорта мужчинам призывного возраста за пределами Украины. В результате этого популизма для внутреннего потребителя мы дали стимул приобретать иное гражданство.

Численность важна для войны. 28-миллионному государству не сдержать натиск 150-миллионного.

Но если отбросить военное значение, сама численность не настолько критична и не критически мала. Главная проблема в возрастной структуре.

По таблице на 2022 год (данные могут быть более старые) у Украины один из самых низких в мире коэффициентов фертильности 1.24. Ниже по списку только Италия, Китай, Испания, Мальта, Макао, Сингапур, Гонконг. Ни одна из этих стран не пережила внушительную эмиграцию, поэтому можно утверждать, что демографическая ситуация в Украине самая худшая в мире.

По оценке 2020 года 30% населения Украины было старше 55 лет. Сейчас этот процент еще выше, потому что эмигрировали больше люди младшего возраста. Затраты на пенсионное обеспечение традиционно были самые большие в доле бюджета Украины, с 2022 они уступают военным затратам, которые в основном датируются иностранной поддержкой (в 2024 расходы бюджета вдвое превышают доходы). В 2021 пенсионные затраты составляли 25% всех затрат (в 2024 10%, из-за военных расходов). При этом пенсии в Украине катастрофически малы (зарплаты получше), пенсии не покрывают минимальных потребностей. Доходы пенсионного фонда формируются из отчислений от работающего трудоспособного населения, увеличение доли пожилых будет только ухудшать ситуацию. Растет у нас и число людей с инвалидностью и ветеранов войны, которым также надо предусмотреть финансирование за счет трудоспособного населения. Которого недостаточно.

Увеличение пенсионного возраста до 70 лет решит проблему лишь частично (и для многих людей с плохим здоровьем в возрасте 60-70 это будет приговор). Хотя какое-то увеличение неизбежно. И кроме пенсионной удавки, возрастной дисбаланс дает нехватку рабочих рук, которая ощущается уже сейчас.

3 возможных сценария решения проблемы.

1. Не замечать. Не пускать иммигрантов, в радикальном варианте - не пускать "неправильных" граждан Украины. Попробовать увеличить рождаемость своими силами. Попытка обречена на провал, потому что даже если добиться показателя в 2 ребенка на женщину, что вряд ли достижимо и является потолком возможностей в современной европейском обществе, проблема зашла слишком далеко. Такое помогло бы до 2022, но не после.

В таком варианте в достаточно скорой перспективе, скорее всего максимум за ближайшие десятилетия, Украина заходит в абсолютный тупик и теряет свою государственность.

2. Государство не реагирует на проблему, но иммигранты неконтролируемо заезжают частным порядком, где-то при помощи бизнеса, которому нужны рабочие руки. Тут возможно выжить. Предполагаю, что на сегодня самый вероятный вариант. Иммиграция не популярна в обществе, а государство обычно плывет на волне популизма. Но подковерно может закрыть глаза на необходимые процессы.

Тут есть опасность, что иммиграция в Украину не будет достаточной. Украина не настолько желаемая страна для иммигранта, чтобы они ехали сюда без пиар-кампании по велению собственного сердца. И при отсутствии государственной программы нам сложно рассчитывать на должную интеграцию иммигрантов в украинское общество.

3. Организованная программа иммиграции. Она неизбежна с некоторым пересмотром модели узкого этнического государства в пользу государства возможностей для иммигрантов (модель США, хотя, конечно, не в 100-процентой форме). На идеологическом уровне с самого начала в Украине доминировал восточно-европейский нарратив (антиколониализм, изображение народа как священной жертвы, попытка войти в западноевропейскую семью, от которой история оторвала насильно). И рядом со многими нашими восточно-европейскими братьями мы смотримся более адекватно в своих исторических обоснованиях, только вот у них нет наших вызовов. Можно завидовать удачным Польше и Венгрии, но, видимо, Бог не дает нам стать еще одной Польшей или Венгрией. А если Бог дает испытания и преграды, к ним нужно прислушиваться.

Украина может рассчитывать на 2 типа эмигрантов. Арабский мир, Африка, Индия. Это будет интересно. И сложно, потому что это люди из других цивилизаций, которых нам надо как-то интегрировать, не допустить формирования закрытых гетто. Это возможно, наверное, но при постепенной и медленной иммиграции. Интегрироваться придется не только им, но и нам придется найти место для иммигрантов в нашем национальном мифе. Если мы хотим, чтобы они чувствовали, что строят общий дом, а не приехали на шабашку вахтовым методом.
Увеличение жителей Нигерии помогло бы украинцам выучить английский язык (но учить язык у индийцев было бы идеей похуже).

2 тип - граждане бывшего СССР. Сейчас идеологически вариант не исполним, ведь речь идет о русскоязычных людях, и их привлечение повлекло бы необходимость пересмотреть отношение к русскому языку. В этой группе де-факто много граждан Украины из Крыма и Донбасса, которым юридически приехать в Украину достаточно просто. Только чтобы они поехали, надо, кроме экономических возможностей, иметь адекватную пиар политику. Пока что мы скорее их отталкиваем.

Я скажу даже вещь, которая для большинства украинцев прозвучит дико. Мы можем переманить к себе какое-то количество россиян. Прямо вот с канонической России. Где-то до миллиона мы могли бы у них забрать, а это +3,5% к существующему населению и минус 1 млн участников в российской экономике. Россия так делает давно, она забрала не только жителей оккупированных территорий, но и многих украинцев, которые переехали в Россию с подконтрольных Украине территорий. И многие даже после 2022. И даже вот прямо сейчас гражданин Украины может переехать в РФ, хотя для мужчин не пенсионного возраста это не лишено риска. По словам одного не очень хорошего человека, "люди - новая нефть". И Россия, с ее имперской моделью, умеющей перемалывать энергию присоединенных народов, эту украинскую нефть выкачивает. И она работает сейчас против нас, потому что каждый человек приносит свой рубль в экономику. А мы, с нашей восточно-европейской моделью родом из 19 века, предпочитаем строить заборы. Только в 19 веке можно было рассчитывать, что украинки нарожают новых украинцев, а общество, пережившее модернизацию, на это не способно.

На внешнеполитическом фронте та же проблема с русской оппозицией. По линии нашей официальной пропаганды принято ей не доверять, вспоминать слова, приписываемые Винниченко ("российский демократ заканчивается там, где начинается украинский вопрос"), которые появились в реалиях после 1917 года, объективно их описывали, но совсем несправедливы для современной ситуации. Сейчас же, когда все говорят о перемирии, российские демократы единственные, кто вторит еще недавнему Зеленскому и говорит об окончательной военной победе над Путиным. Но мир видит неконструктив с нашей стороны, нежелание искать друзей и чрезмерное желание искать врагов.

Тут я могу сказать еще большую дикость, а скорее даже ересь с точки зрения модернизма, который лежит в основе классической украинской мысли. Мы могли бы напрямую обратиться к россиянам, сказать, да, у нас много жертв по вашей вине, мы злы на вас и т.д. Но мы не хотим, чтобы вы оставались такими, и будем добиваться, чтобы вы стали успешной нацией, богатой Канадой, потому что канадцы никогда не пойдут убивать за 200 тысяч рублей, не будут терпеть тотальную коррупцию, будут сами решать, куда тратить бюджетные деньги и т.д. Одним словом, за нашу и вашу победу. Только надо убрать Путина и осудить войну. Это дало бы нам возможность на успех в случае кризиса в России. У крупного капитала было бы больше мотивации объявить скоропостижной кончине президента, если бы они знали, что в случае разворота на внутренние реформы с ними будут разговаривать. Или при более радикальной, уличном варианте борьбы за власть, это бы добавило мотивации противникам Путина. А могло бы и не сработать, но никакая возможность не бывает лишней. Мы же закопались в избитых идеях, темных эмоциях и перестали вдохновлять, хотя война дала нам большой простор сказать новое слово для мира.

Одним словом, я за то, чтобы, отдав должное модернизму, который создал современные национальные государства (саму идею которых я признаю абсолютно полезной), признать, что наступила иная эпоха и необходимы иные подходы. Тех, кто не хочет идти в ногу со временем, история может оставить в качестве ископаемых. В любом случае, замысел Бога нам неизвестен. Будем смотреть дальше, куда мы придем. Возможно, мы уже на пути к новому, только не осознаем этого.

мои мысли, война

Previous post
Up