В Фейсбуке прокатился ностальгический флешмоб: люди выкладывали свои фото из 90-х, вспоминали времена свободы, демократии, перспектив и надежд. И недоумевали, как это кто-то может с нежностию относиться к проклятому совку, к этому ужасному ГУЛАГу, называть девяностые бандитскими, грабительскими, предательскими лихими.
Ну что ж, объясню, почему одни любят 90-е, а другие ненавидят.
Доля в общем пироге
Человек живет за счет обмена веществами и энергией со внешней средой. И с первобытных времен он научился приспосабливать вещественные тела и энергию для удовлетворения своих потребностей. Прикладывая усилия, человек повышает ценность окружающих предметов для себя, увеличивает их потребительную стоимость.
Например, пойманный, убитый и зажаренный мамонт полезнее праздно шатающегося. Кирпич, уложенный в стену дома, полезнее глины, из которой сделан. Штаны лучше удовлетворяют потребности людей, чем исходный пух на хлопковых кустах. Вот и трудятся люди, создавая полезное дабы улучшить свою жизнь. Производят материальные ценности. Понятно, что чтобы лучше жить, чтобы полнее удовлетворять свои потребности, человечеству нужно больше создавать.
Однако, кроме производства есть еще и распределение. Все, что создано трудом человека на нашей планете - этакая куча полезных вещей, предназначенных для удовлетворения потребностей - делится между всеми на Земле живущими. И тут оказывается, что одним достается больше, другим - меньше. Кому досталось меньше, у того потребности не будут удовлетворены в той же степени, что и у тех, кто получает большую часть от общего материального богатства.
О чем ностальгируют квинтили?
Но чем меряется материальное богатство? Правильно, деньгами. И есть даже такой статистический параметр - распределение общего объема денежных доходов по 20-процентным группам населения. То есть, начиная снизу, с самых нищих, отсчитываем 20% населения. Затем - следующую пятую часть всего народа, за ней следующую и так - до самой богатой части. А затем по каждой части считаем долю дохода.
Такой подсчет ведется из года в год. Конкретные люди запросто могут перескакивать из группы в группу, но все население все равно составляет 100%, и его каждый раз разбивают на квинтили - на пять равных частей с неравными доходами.
Если доходы некоего квинтиля растут, он чувствует улучшение своей жизни. Падают - ухудшение. Если позавчера вы жили плохо, а сегодня - хорошо, у вас есть все основания с приятной ностальгией вспоминать вчерашний день, который улучшил вашу жизнь. Если пять лет назад вы ни в чем себе не отказывали, а сейчас ходите в драных штиблетах и экономите на еде, прошедшая пятилетка краха вряд ли вызовет у вас приятные воспоминания. Зато о более ранних временах можно мечтательно повздыхать.
Ну что ж, теперь посмотрим, как изменялись доходы квинтилей в 90-е, взяв 1990-й за 100%.
Гм… 20% населения круто поднялись в период с 1990-го по 1995-й, отжав себе от общего объема материальных ценностей более сорока процентов. А вот жизнь остальных 80% резко ухудшилась. С 95-го по 2000-й положение 60% населения продолжало ухудшаться. Зато второй по богатству квинтиль сменил тренд, начав потихоньку расти.
Что было дальше? Берем 1995-й за 100% и смотрим.
Самые богатые вдруг перестали стремительно богатеть и даже сдали позиции к 2001-му, но потом обрели стабильность уверенного роста своей доли. А вот второй по богатству квинтиль, пережив скачок и падение, за два года (с 1999-го по 2001-й) показал завидную динамику. Но и для него наступила стабильность - стабильная потеря позиций.
Однако, если сравнивать с серединой 90-х, 40% населения получили большую долю, больше возможностей удовлетворять свои потребности. Но рост был незначительным. А вот ухудшение условий беднейших 40% населения с 1995 года было ужасающим.
Итак, 20% населения имеют все основания ностальгировать по 90-м. Еще 20% больше любят нулевые. У 60% населения есть все основания 90-е ненавидеть.
А что же с совком?
Пятая часть россиян не может не ненавидеть совок - доля их доходов с 70-х по 90-е уверенно снижалась. Удивительное совпадение - это как раз самый богатый квинтиль!
Для беднейших двадцати процентов совок - не совок вовсе, а Союз Советских Социалистических Республик, великая держава, прекрасная страна. Потому как с 70-го по 80-й их доля в доходах росла. Потом, правда, снижалась, но оставалась гораздо выше уровня 70-го, оставшегося в памяти.
Еще два квинтиля, 40% населения, также ностальгируют по советским временам, и этому есть совершенно ощутимые основания - их доля в общем пироге доходов значительно снизилась.
Оставшиеся 20%, вторые по уровню богатства, явно делятся на сторонников социализма и свободы 90-х - вроде бы и перспективы какие-то были, вроде что-то и намечалось, а вот доля доходов по сравнению 70-ми, 80-ми, 90-ми упала. Сходятся эти люди в одном: нулевые для них - худшее время. Именно эти 20% и будут не любить путинскую стабильность.
Так что, дорогие мои друзья, остальгирующие по 90-м, не удивляйтесь, что как минимум 60% населения ностальгирует по СССР. Вы стали жить лучше, они - хуже.
P.S.
Вы понимаете, почему речь идет о доле доходов? Человек - существо социальное, он соизмеряет свое положение в обществе с окружением. Любое
богатство не принесет удовлетворения, если соседи живут еще богаче.