А вы помните, что забрать у Украины Крым и восток Путин пообещал в 2008-м? Более того, был шанс, что вместо «русской весны 2014» случится «русская осень 2008».
Вот как развивались события.
«Коммерсантъ»
писал в апреле 2008-го: «Обращаясь к Бушу, он сказал: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина - это даже не государство! Что такое Украина? Часть ее территорий - это Восточная Европа, а часть, и значительная, подарена нами!» И тут он очень прозрачно намекнул, что если Украину все же примут в НАТО, это государство просто прекратит существование. То есть фактически он пригрозил, что Россия может начать отторжение Крыма и Восточной Украины».
Российский генштаб тут же
заявил о возможности применения к Украине «военных мер», а председатель комитета Госдумы России по делам СНГ Алексей Островский (ныне правящий Смоленской областью)
пригрозил: «В случае форсированного вступления Украины в НАТО, Россия может поднять вопрос о принадлежности Крыма».
За месяц до этого Михаил Леонтьев готовил общественность двух стран, написав опус
«Донецк - это второй Крым»: «Не существует никаких правовых актов о передаче Севастополя Украине. Что касается передачи Крыма, то существует акт, который можно оспорить. Между прочим, есть еще один юридический акт от 1928 года - решение о передаче части территории РСФСР УССР. Речь идет о Луганской и Донецкой областях. С формально-юридической точки зрения это ничем не отличается от той же крымской истории».
Тогда же в «Русском журнале» Глеба Павловского появился
сценарий отжима территорий Украины: «При наиболее ограниченном варианте российские вооруженные силы могут занять только Крымский полуостров. Россия проводит десантную операцию силами морской пехоты по занятию ключевых элементов инфраструктуры Крыма. Украинские части в Крыму прямой атаке не подвергаются, если только не оказывают сопротивление.
Вследствие колебаний киевского руководства серьезное сопротивление при данном сценарии исключено.
В дальнейшем совершенно предсказуема положительная реакция русского большинства Крымской автономии, а также быстрая переориентация местных элит. Референдум о независимости Крымской республики, и дальнейшее образование союза Крыма с Россией или даже вхождение в состав России, вполне возможны.
При более широком варианте зоной вмешательства становится весь юго-восток Украины, включая Крым, причерноморские территории (Новороссия), Донбасс, Харьков, Днепропетровск.
Здесь же сосредоточена основная промышленность Украины, тесно интегрированная с российской промышленностью, особенно в сфере ВПК.
Закрепление Россией этой территории за собой в качестве дружественного государственного образования или даже путем непосредственного вхождения в состав России может иметь ряд важных плюсов.
Третий вариант развития событий предполагает, в дополнение к занятию юго-востока, установление контроля над Киевом и центральными областями. Такой сценарий станет вероятен только в случае, если подрастет общая амбициозность российской элиты, которая на данный момент остается относительно невысокой по сравнению с возможностями ракет».
Однако, в августе 2008-го, после войны с Грузией, наметившийся тренд внезапно пресекся. Путин в интервью немецкому телеканалу ARD
сказал: «Крым не является никакой спорной территорией… Россия давно признала границы сегодняшней Украины».
Что было позже - вы знаете. А что было раньше (а ведь было!) - как-нибудь расскажу.