Начало пути в мышеловку
Как
писал мой друг-норвежец, «в России, много времени за рулем проводил в пробках. Езда по Москве для меня стала культурным шоком: в момент поворота на перекрестке водители стараются протиснуться так далеко, как это возможно, даже если уже горит красный. А если замешкаешься или будешь ждать, когда перекресток освободится, стоящие сзади начнут сигналить, требуя продвижения. В конечном итоге перекрестные автомобильные потоки смыкаются, и движение полностью останавливается.
Манера вождения в Москве хорошо иллюстрирует понятие социальной ловушки: все субъекты ведут себя рационально, но эгоистично, делая невозможным коллективное действие. В результате проигрывают все».
Начало социальной ловушки безобидно и маняще, как абсолютно бесплатный сыр в уютной мышеловке. Суть его - нарушить договоренности ради профита. Именно договоренности, потому как правила, писанные и неписанные законы - это формы взаимных договоренностей, на которых строится общество. Договоренности - не цемент и не краеугольный камень общества, договоренности - ткань, материя, вещество, вся сущность общества, от первого до последнего атома. Без взаимных договоренностей и их соблюдения общество перестает быть обществом.
Вкусы приманок
Человека создал не труд, нет. Человека создали договоренности. Именно договорившись о неких правилах поведения, люди стали людьми. Труд, а точнее, разделение труда, стало возможным именно по договоренности - я ловлю мамонта, пока ты охраняешь пещеру. И первые договоренности превратили первобытное никчемное стадо в общество. А общество оказалось способным к труду. Убери договоренности, и человек враз окажется питекантропом, общество - стадом.
Разумеется, в обществе всегда найдется диссидент, готовый рвать живую ткань общества ради достижения своих сиюминутных целей. Но общество на то общество и есть, чтобы научиться эффективно защищаться от индивидуалиста, спешащего к личному успеху. Общество вообще эффективнее индивидуализма, быть человеком и соблюдать договоренности - эффективнее, чем быть двуногим животным среди таких же, не соблюдающих никаких законов, правил, договоренностей.
Опаснее всего то нарушение правил, принятых в обществе, страшнее всего такое нарушение общественного договора, которое не к выигрышу ведет, но к проигрышу врага. Беззаконие в отношении врага - очень сильная, приманка. Подлось интуитивно находит оправдание. Он же враг, правда? Ну так почему же соблюдать в его отношении законы? Зачем вражину защищать общественными договоренностями? И многие с готовностью поддерживают беззаконие в отношении своего врага, не понимая, что поддерживают именно беззаконие. То есть, разрушают общество, то самое общество, которое защищает их от беззакония, от несоблюдения договоренностей.
Также манит и большая цель, оправдывающая средства. И точно так же нарушение договоренностей, правил, законов ради великой цели, приводит не к ней, а к краху.
Что уж говорить о нарушении договоренностей ограниченным кругом лиц? Ну что плохого в том, что все равны, но кое-кто равнее? Не убудет же от того, что «своим» - все, остальным - закон?
Убудет. Потому что такое положение вещей разрушает ткань общества. И тот, кто хотел урвать, достичь успеха, притопить врага, забрать «исконно наше»; тот, кто сквозь пальцы смотрел на шалости «своих»; кто разрушал общество, не понимая, что делает именно это, рано или поздно столкнется с тем, что договоренности не соблюдаются и в отношении его.
Закономерный результат
Смотрите, кого-то судят за репост фото времен войны, на которой видна свастика. А «Первый канал» свободно демонстрирует символику «Правого сектора». Закон нарушен ради благой цели? Не знаю, что там за цель, но это и есть удар по обществу.
Попробуйте провести автопробег - его, скорее всего
запретят. Но ради автопробега неких байкеров
перекрывают движение в половине провинциального областного центра, причем в выходной день будут работать сотни сотрудников полиции, обеспечивая комфорт мотоциклистов. Можно же нарушить единый порядок, закон, договоренности ради цели? Или просто дать «своим» порезвиться?
Но, напомню, самый страшный и действенный способ разрушить общественный договор - беззаконие по отношению к врагам. Разве законна была присяга силовиков Чечни главе региона? Представьте, что рязанские и тверские полицейские, сотрудники ФСБ, расквартированные в регионах военные, напишут рапорт о готовности выполнить любой приказ Шевелева и Ковалева. Это нарушение закона, нарушение договоренностей.
Но Кадырову это позволили, ведь в рапорте было сказано: «готов выполнить любой приказ Верховного главнокомандующего - президента Российской Федерации В. В. Путина, министра внутренних дел В. А. Колокольцева и главы Чеченской Республики героя России Р. А. Кадырова по защите интересов Российской Федерации в любой точке мира». То есть, кадыровцы готовы нарушать любые договоренности, любые законы, чтобы громить врагов.
Беззаконие по отношению к врагам, такое удобное, кромсает договоренности, а с ними - и общество. И вот - абсолютно закономерный для меня результат:
беззаконие в отношении твоих врагов становится беззаконием в отношении тебя. Теперь кадыровцы готовы с тем же энтузиазмом громить «друзей».
Это и есть социальная ловушка подлости.