Авторская колонка в "Туризме и отдыхе"

Apr 05, 2011 23:17



СТАРЫЕ ЗНАКОМЫЕ

Дело было несколько лет назад в Москве. Я сидел в ресторане в шумной русско-американской компании. Все обсуждали что-то очень неинтересное - вроде психологических проблем у жителей мегаполиса. Становилось скучновато, и тогда я попытался отвлечь слишком серьезную барышню из Нью-Йорка от проблемной темы:
- Да в Нью-Йорке даже у психоаналитика есть психоаналитик.
- Откуда ты знаешь, Сергей? Ты жил в Нью-Йорке?
- Никогда не был. Но я очень внимательно смотрел «Секс в большом городе».
Все рассмеялись, а моя наконец-то засиявшая приятельница, спросила:
- Значит, ты изучаешь Америку по фильмам?
- Да, дорогая. И не только я. Весь мир изучает Америку по фильмам. Поэтому мы в России знаем и Чикаго, и Техас, и Лос-Анджелес, и Майами.
Мой тезис подхватили все русские, кинувшись рассказывать свои истории о Штатах, связанные с кино. Американцы начали вспоминать Россию и Советский Союз в голливудских лентах, а я задумался: разве только о Штатах мы узнавали из фильмов? Нет, не только. Германия, Франция, Англия, Швейцария, Греция - образы разных государств складывались в сознании советского человека задолго до того, как он перестал быть советским и смог выезжать за рубеж. Великий иллюзион синематографа сделал свое дело. И не так важно, где на самом деле снимали кино о загранице - в Прибалтике, в Крыму или в павильонах Мосфильма. Когда к советским картинам добавлялось несколько иностранных, образ города или страны становился объемным и достаточно полным.
Сам я ни разу не был в Италии, но такое впечатление, что знаю ее, как родную. И все благодаря фильмам - начиная от «Римских каникул» и заканчивая «Миллионом в брачной корзине». А уж картин и сериалов про Нью-Йорк просмотрено столько, что он кажется практически своим. И наоборот: о Мехико, который гораздо больше Нью-Йорка, я знаю ровным счетом ничего. Я там тоже не был, но главное - не помню этот город по кино. Нет картинки - нет образа. Как следствие - желание увидеть Мехико собственными глазами никогда не било через край.
А вот в Город-на-Гудзоне я таки слетал и искренне радовался встрече со старыми знакомыми - зданием Эмпайр-cтейт-билдинг, статуей женщины с факелом, площадью Таймс-сквер и Центральным парком. Более сильные эмоции мне довелось испытать только в подростковом возрасте, когда мы с одноклассниками приехали на экскурсию из родной Москвы в Ленинград. И если бы не советские художественные фильмы, я бы вряд ли стал так восторгаться, увидев Зимний дворец и Петропавловскую крепость.
В 90-е годы был популярен анекдот о старушке, которая пришла в туристическое агентство купить тур в Санта-Барбару.
- Почему именно в Санта-Барбару? - удивился сотрудник агентства.
- Потому что я там всех знаю!
В конце концов, зачем люди отправляются за тысячи километров от дома? Чтобы узнать много нового и таки навестить старых знакомых. Сергей Юрлов

Москва, авторская колонка, США, Нью-Йорк

Previous post Next post
Up