Авторская колонка в "Туризме и отдыхе"

Dec 25, 2010 05:17



РОЖДЕСТВЕНСКАЯ КУКЛА

Дело было в предпраздничном Гонконге. Бутики и торговые центры преобразились к встрече Рождества и Нового года. Сеть дорогих магазинов ультрамодной женской одежды I.T декорировала свои витрины огромными матрешками. Чтобы ни у кого не возникло сомнений о стране происхождения праздничных кукол, здесь же появились поздравления «С Рождеством!». Показательно, что I.T не торгует произведениями российских модельеров, да и среди клиенток этой сети нет русских. Однако ассоциативный ряд оказался понятен. Китайцев сложно назвать религиозными людьми, и в Рождестве они видят скорее веселый праздник, пришедший на тропический остров Гонконг откуда‑то с севера. Оттуда, где снег, елки и красные тулупчики с белой опушкой. А какая страна считается самой северной? Конечно, Россия. А какая главная игрушка в северной стране? Разумеется, матрешка. Это знает каждый образованный азиат.

Забавно, что старинный символ нашего народного творчества не является ни старинным, ни народным. Например, наши классики Александр Сергеевич Пушкин и Николай Васильевич Гоголь никакой матрешки не застали. Потому что появилась эта игрушка в 1899 году и была она не спонтанным произведением крестьянского искусства, а бизнес-проектом купеческого дома Мамонтова. Хуже того, русская матрешка имеет японское происхождение. Разбогатевшие в XIX веке купцы-старообрядцы любили путешествовать по заграницам. Оттуда они привозили в Россию всякие диковины. В том числе и фигурку японского мудреца, в которой прятались фигурки мудрецов помельче. Мамонтовы оценили азиатское ноу-хау и адаптировали его для русского рынка.

Разумеется, у нас в стране не станут покупать игрушку в виде лысого дедушки с бородой. Пускай будет румяная девица, а имя ей дадим Матрена! В 1900 году супруга Саввы Ивановича Мамонтова представила первые образцы экспортных матрен на Всемирной выставке в Париже. Нехитрая вариация на тему японской игрушки получила бронзовую медаль, и с тех пор пошло-поехало… К 60-м годам матрешка стала одним из главных символов России, а о ее азиатском происхождении никто не вспоминал. Самое интересное, что в современной Японии все знают русскую игрушку и почти никто не знает о ее японских прародителях. Но разве имеет значение, откуда родом изобретение? Главное, чтобы оно прижилось на новом месте и стало родным.

В конце концов, идея отмечать Новый год с 31 декабря на 1 января тоже была привезена в Московию из‑за границы. Отсюда вытекает праздничный тост: c праздниками вас, дорогие друзья! Соблюдайте наши лучшие национальные традиции - путешествуйте по миру и привозите разные диковины! Вдруг они адаптируются, приживутся и станут родными? Разве это не повод отправиться за тысячи километров от дома? (c) Сергей Юрлов

Гонконг, матрёшка, авторская колонка, магазин, Япония

Previous post Next post
Up