У человека есть свойство - пренебрегать тем, что ему предлагают, и гнаться за тем, в чем ему отказывают
Свойственное всем людям заблуждение, когда их захлестывает волна, - забывать о вечном движении, которое вновь вынесет их на гребень, если они будут жить и действовать.
Андре Моруа «Жорж Санд»
***
- Самая заразная болезнь - это невезение! - перебивает сестра. - Возьмешь в труппу одного неудачника, погорит весь театр! Один неудачник лишит картину успеха!
Аллен-Фельдман И. «Моя сестра Фаина Раневская. Жизнь, рассказанная ею самой»
***
Нет на свете более мрачной силы, чем та, от которой люди стремятся уйти за леса, и долы, и горы - это сила привычки. Привычка лишает выбора. Привычка - это паутина: ее выпускаем мы из себя, ею окутываемся и ничего не видим даже рядом с собой из своего кокона.
N. спросил меня: - А разве вы знаете, что такое счастье? - Знаю, - ответил я, - счастье - это возможность быть самим собой.
Ангел упущенного мгновенья жизни.
...человек тем отличается от животного, что о самке своей создает легенду и согласно ей живет и творит небывалое...
В Москве шутят: - Ну, как поживаете? - Слава Богу, в нынешнем году живем лучше, чем в будущем.
Там, где необходимость диктует свою волю, едва ли возможна радость...
Кто-то сказал, что люди, сохранившие в себе детство, являются украшением мира.
Пришвин М.М. «Дневники 1932г.-1935г.»
***
Дни жизни летели, как перекидные листки календаря. Только сегодня был понедельник, а завтра уже суббота. Что там между ними было? Хлопоты, суета, мелькание. Что-то нас пришпоривало, погоняло, и потому дни проваливались незаметно и навсегда.
Найдин В. «Реанимация. Записки врача.»
***
Когда мой сын получил от своей учительницы польского языка домашнее задание «Какова общая тема всех произведений Словацкого», я остолбенел. Позвонил моему другу, известному полонисту, ректору Ягеллонского университета Яну Блоньскому и спросил его, какая это тема. Он в ответ: «С ума сошел? Нет такой темы». Я ему: «Ты сам дал этой учительнице степень магистра». Блоньский отвечает: «Заочно!» Я ему: «Да не важно, что по этому поводу думают ученые в ИЛИ и ПАН, важно, какой ответ ожидает эта учительница». В конце концов я был вынужден сам перевоплотиться в эту учительницу, слез со своей «горы» и написал сочинение, за которое получил пятерку. Потом была еще одна подобная история, когда мы вместе с Блоньским должны были прибегнуть к помощи Хенрика Маркевича. Таким образом, над простым сочинением ломала голову целая Польская академия наук.
В этом анекдоте речь по сути идет о том, что если простодушная личность задает вопрос, то и сорок мудрецов могут не ответить. Если же мы хотим справиться с таким вопросом, то нужно попросту перевоплотиться в вопрошающего и отвечать в соответствии с его ожиданиями. То есть нужно отвечать - и это я проделывал в студенческие годы с неплохими результатами - не то, что касается сути вопроса, а то, что хотел бы услышать спрашивающий.
...Раньше простые решения поставляла религия, теперь эти функции перенимают псевдометафизики. Нет никаких страшных формул и хлопот с непонятными словами, которые употребляют ученые, и мы «немедленно» узнаем о нужных вещах. И не просто узнаем, а узнаем окончательно и бесповоротно... Все объяснено. Люди это очень любят.
В разговоре с людьми здравого рассудка и среднего образования можно заметить, что в вопросах личного жизненного опыта они отменно толковы, а стоит разговору выйти за пределы этого опыта, могут плести неправдоподобную чушь. Домохозяйка никогда не согласится с тем, что горшок, оставленный в кладовке, может превратиться в голубя, но легко поверит в то, что звезды влияют на человеческие судьбы. Зона усвоенных понятий переходит в зону «неосвоенных» внезапно и очень индивидуально.
Я считаю, что любая концепция универсальной панацеи от социальных недугов очень вредна. Если бы я был диктатором в масштабе планеты или приехал в этой роли как представитель некой цивилизации с альфы Центавра, то первый закон, который бы я ввел, гласил бы, что каждый, кто говорит, что обладает окончательной панацеей решения всех социальных дилемм, должен быть изолирован на двадцать лет. Только по истечении этого срока можно было бы поговорить с виновником, но только на тему того, избавился ли он уже от своих опасных и вредных - если не убийственных - фантазий.
Был такой случай, когда невинный человек был осужден за убийство и попал в камеру смертников, тем временем некто другой исповедался ксендзу в этом убийстве. Священник, который, разумеется, хотел спасти осужденного, получил в архиепископстве освобождение от тайны исповеди, но этому воспротивился прокурор, так как, по его мнению, такой прецедент мог бы вызвать лавину похожих случаев.
Лем С. «Так говорил Лем»
***
Однажды приказчик стоял на берегу Волги со своим хозяином, купцом, и горько сетовал: вот, дескать, я такой же приказчик, как и Иван, а получка у меня намного меньше. Хозяин не отвечал, и задумчиво смотрел на реку.
- Вот идет пароход… Интересно: что везут? Может быть, узнаешь?
Приказчик садится за весла, догоняет пароход, затем возвращается с докладом:
- Пшеницу везут на продажу!
- Интересно: почем собираются продавать?
- Приказчик опять садится в лодку, долго догоняет пароход и возвращается в мыле:
- По двадцать копеек за пуд!
- А уступили бы они весь груз здесь по 19 копеек?
Догонял приказчик пароход долго, да не догнал, и вернулся совсем обессиленный.
- Так вот, - говорит ему купец. - Если бы на твоем месте был Иван, то он уже при первой поездке сторговался бы не за 19, а всего за 18 копеек, и пароход стоял бы уже на нашей пристани под разгрузкой!
Отпуск удался, если после него рвешься к работе…
Вот простейший пример. Пусть читатель - и есть Господь Бог. Надо оценить факт: волк убил зайца, и дать историческую оценку этому факту (например - по шкале "добро - зло"). Один вывод: волк - негодяй, убийца, он лишил маленьких зайчат родителя. Диаметрально противоположный вывод: волк - молодец, он спас своих волчат от голодной смерти, а окружающий ландшафт от истребления прожорливыми зайцами. Читателю (Богу!), чтобы сохранить объективность, придется задаться начальными условиями: количеством зайцев и волков и их детей, графиками их размножения, условиями проживания тех и других, состоянием травы, погоды и т. п. И главное: надо будет четко определить, что есть добро, и что есть зло. Более того - надо создать какие-то градации этих фактов, по иному - выработать количественную шкалу оценок.
Именно от этого зависит конечный результат вычислений: что в действительности произошло, кто прав, кто виноват. То есть, чтобы получить какой-либо результат вычислений, Богу сначала надо определиться, на чьей он стороне - зайца или волка, как и обычному историку, претендующему на "объективное видение истории".
Иногда нам кажется незыблемым и понятным давно прошедшее: случилось то и это; вот черное, а вот белое событие. Можно доказать, что нам это кажется только потому, что: 1) так принято уже очень давно; 2) это совпадает с современными взглядами. Кроме того: на эти давно прошедшие события мы смотрим в бинокль с обратной стороны, когда становятся неразличимыми детали. А именно в деталях, как известно, и прячется дьявол. И если бы мы вернулись на Машине Времени назад, то история так же расцветилась бы множеством причин, красок и оттенков…
Мельниченко Н.Т. «Ещё вчера»
***
...пока делаешь то, чего нельзя, уже сам этот факт возводит тебя в герои - пусть маленькие, пусть среди своих. А когда это «нельзя» вдруг становится можно - на первый план выходит вопрос, насколько хорошо ты это делаешь. И тут многое становится на свои места.
Художник - такой же человек, как и мы. Просто он слышит, видит, чувствует сильнее, чем мы, убогие. И он не может об этом не рассказывать. Чтобы рассказать, нужно владеть языком. Это - второе значение слова «искусство» - мастерство. Мастер - высокий ремесленник. Он знает, как провести линию. Но, как правило, не испытывает внутренней необходимости ее проводить. Художник может болеть, голодать, умирать - он все равно не может не работать - он ДОЛЖЕН. Должен небу. Ремесленник берется за кисть после получения аванса. Иногда художник не владеет ремеслом, чаще он сознательно отказывается от общепринятых приемов - так рождается новое направление. Ремесленник никогда не создаст нового направления - он будет достойно двигаться в русле, удовлетворяя общественный спрос. Поэтому всегда будет Рембрандт и - школа Рембрандта. Да нет, тоже хорошо. В гостиной отлично смотрится.
Макаревич А. «Было, есть, будет…»
***
Пропаганда базируется на глупости и невежестве людей. Но не нужно забывать, что глупость - самая большая сила в мире. Массы глупы и поддаются пропаганде. Вовсе не следует говорить правду, а повторить десять тысяч раз ложь, и массы примут ложь за правду.
Мамонтов С. «Походы и кони»
***
В самом деле, чем менее занята и чем меньшей стойкостью обладает наша душа, тем легче она сгибается под тяжестью первого обращенного к ней убеждения. Вот почему дети, простолюдины, женщины и больные склонны к тому, чтобы их водили, так сказать, за уши.
Желая оградить супругов от охлаждения любовного пыла, Ликург повелел спартанцам посещать своих жен не иначе, как только тайком, и, найди их кто-нибудь вместе, это повлекло бы за собой такой же позор, как если бы то были люди, не связанные брачными узами. Трудности в отыскании надежного места для встреч, опасность быть застигнутыми врасплох, страх перед ожидающим назавтра позором, это-то и создает острую приправу.
Так же обстоит дело и со всем другим: трудность придает вещам цену.Наши желания презирают и отвергают все находящееся в нашем распоряжении; они гонятся лишь за тем, чего нет.Запретить нам что-либо, значит придать ему в наших глазах заманчивость.
Надо уметь переносить то, чего нельзя избежать. Наша жизнь, подобно мировой гармонии, слагается из вещей противоположных, из разнообразных музыкальных тонов, сладостных и грубых, высоких и низких, мягких и суровых. Что смог бы создать музыкант, предпочитающий лишь одни тона и отвергающий другие? Он должен уметь пользоваться всеми вместе и смешивать их. Так должно быть и у нас с радостями и бедами, составляющими нашу жизнь. Само существование наше немыслимо без этого смешения; тут необходимо звучание и той и другой струны.
Нечего жаловаться на болезнь, которая честно чередуется со здоровьем.В жизни и хорошему и дурному положен определенный срок.
Природа с материнской заботливостью устроила так, чтобы действия, которые она предписала нам для нашей пользы, доставляли нам также и удовольствие, чтобы к ним нас влек не только разум, но и желание; и неправильно было бы искажать ее закон.
Монтень М. «Опыты»
***
Всякое многолюдное сборище есть толпа, каковы бы ни были отдельные личности, его составляющие; никогда не следует говорить с толпой на языке чистого разума. Обращаться надлежит только к ее чувствам, страстям и корыстолюбию.
Отрывок из письма лорда Честерфилда к своему сыну (1751)
Служащие нотариальных контор, чиновники министерских канцелярий, вы каждое утро читаете на дверях вашей мрачной тюрьмы знаменитую строку Данте:
Входящие, оставьте упованья!
Туда входят впервые в двадцать лет и остаются до шестидесяти, и за эти долгие годы не происходит ничего. Вся жизнь протекает в маленькой темной комнате, все в той же, уставленной зелеными папками. Туда входят молодыми, исполненными сил и радужных надежд, а выходят стариками, незадолго до смерти. Богатая жатва воспоминаний, которую мы собираем в своей жизни, неожиданные события, любовь, сладостная или мучительная, опасные путешествия, случайные удачи или неудачи неведомы этим каторжникам.
Дни, недели, месяцы, годы похожи друг на друга. В один и тот же час приходят; в один и тот же час обедают; в один и тот же час уходят; и это с двадцати лет до шестидесяти. Запоминаются только четыре события: женитьба, рождение первого ребенка, смерть отца и смерть матери. И больше ничего; простите, есть еще повышения по службе. Они ничего не знают о жизни, ничего не знают о мире! Им неведомы даже веселые прогулки по улицам в солнечный день, блуждания по полям, ибо их никогда не отпускают раньше положенного часа. В восемь утра захлопываются двери тюрьмы; они открываются в шесть часов вечера, на исходе дня.
Ги де Мопассан «На воде»
***
Меньше откровенничай - пожалеешь. Помни: язык мой - враг мой!
Не кути - лихость не докажешь, а себя скомпрометируешь.
Не спеши сходиться на короткую ногу с человеком, которого недостаточно узнал.
Избегай денежных счетов с товарищами. Деньги всегда портят отношения.
Ни чьим советом не пренебрегай - выслушай. Право же, последовать ему или нет, останется за тобой. Сумей воспользоваться хорошим советом другого - это искусство не меньшее, чем дать хороший совет самому себе.
Ничто так не научает, как осознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания. Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Когда два человека ссорятся - всегда оба виноваты.
«Советы ротмистра Кульчицкого»
***
«Философ, приставший к какой- нибудь партии, в тот же день перестает быть философом». Гартман.
«Нет ужасных вещей для того, кто видит их каждый день». Руссо.
Я рассказал Ф. Г. о поразившем меня совете Корнея Ивановича. В тот день, когда я приехал к нему, в «Литературке» напечатали ругательную статью о рассказах Шукшина, и я спросил Чуковского его мнение о ней.
- Голубчик, вы читаете газеты?! - воскликнул Корней Иванович. - Немедленно оставьте это пустое занятие! Посмотрите, - он указал на полки, с потолка до пола уставленные книгами в его кабинете, - поверьте, здесь собрана далеко не худшая литература, а на мой вкус даже лучшая! И сколько из этого вы не читали? Вам же не хватит на это жизни, если вы будете тратить время на «Литературку» и другие газеты! Разве можно так растрачивать себя!
Скороходов Г. «Разговоры с Раневской»
***
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Почитать другие ЦИТАТЫ, МЫСЛИ, ФРАГМЕНТЫ ВЕРНУТЬСЯ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~