Макс, в двух словах: для кого предназначено твое новое любимое детище - «Лаборатория Пастухова»? Что это за люди и чем она может оказаться им полезной?
В первую очередь
Лаборатория, конечно, предназначена лично для меня :)
Без шуток - эта система росла все это время внутри, для моего личного использования. Решение выпустить ее в виде публичного продукта - способ поделиться тем, что нравится лично мне, чем я пользуюсь ежедневно.
Если же попытаться определить целевую аудиторию, то, в первую очередь, это будут такие же, как я, увлеченные маркетингом люди.
Как я уже писал на блоге, блог был
способом поиска похожих на меня людей.
Лаборатория, в свою очередь - способ поделиться с похожими на меня людьми отличным инструментом, который реально удобен и помогает в работе.
Макс Пастухов живёт в Севастополе.
Так что, если вы не увлечены изучением маркетинга и бизнеса, а также применением этих знаний на практике, вряд ли продукт вам подойдет.
Он отнюдь не предназначен для «созерцания», это - рабочий инструмент, а не «инфотейнмент» (развлечение через иллюзию самообразования).
Основная идея как в моей работе, так и в Лаборатории: непрерывное изучение маркетинга в целом и своего рынка в частности дает непрерывный поток качественных идей по развитию продуктов, бизнеса и личного бренда, по их рекламе и пиару.
То есть я совмещаю то, что приносит удовольствие (изучение) с тем, что приносит деньги - (немедленная практика).
При этом само по себе изучение «зажигает» мотивацию, то есть Лаборатория как процесс не просто «помогает» делать работу, она подталкивает к этому.
В чём «фишка» проекта? Что делает его достойным внимания?
Основная фишка проекта - то, что она была создана практиком для практика.
Как и на своем блоге я пишу лишь о том, что попробовал лично, что реально работает, так и в Лаборатории есть лишь то, что реально используется мной ежедневно, а не просто голые идеи.
При этом я огромное внимание уделяю деталям, соответственно внешняя простота продукта обманчива:
- он выглядит простым именно потому, что из него после долгих итераций было выкинуто все лишнее,
- а все операции «отполированы» до интуитивных.
Вот так выглядит стартовая страница Лаборатории (личный кабинет Макса). Древо документов.
При этом я постарался сохранить максимальную гибкость проекта, чтобы новые идеи не сталкивались с ограничениями старых.
Известны ли тебе какие-то аналоги «Лаборатории Пастухова»?
По большому счету, Лаборатория состоит из двух основных частей:
- менеджера информации
- и самой информации.
Так вот: менеджеров информации - навалом, и в рунете, и в буржунете.
Другое дело, что они чаще всего «универсальные», и именно эта универсальность в реальной работе лишь мешает, перегружая интерфейс лишними деталями и отвлекая от работы, осложняя даже самые простые операции.
В Лаборатории оставлено лишь то, что укладывается в мой стиль работы с ней, отточенный долгой практикой.
Допустим, те же заметки «заточены» под непрерывное расширение и под частичное редактирование, но не под редактирование целиком - это сделано намеренно.
Лаборатория не предназначена для «организации» информации, она - инструмент поддержки креативности, а креативность по определению идет потоком, не возвращаясь к уже пройденным точкам.
Сложно описать, но на практике ты просто чувствуешь это, и не представляешь, как можно в принципе работать по-другому.
Суть «Лаборатори» в том, чтобы найти чужой передовой опыт, вдохновиться и тут же внедрить хотя бы одну-две идеи на практике. Учиться у лучших и тут же ВНЕДРЯТЬ.
То есть очень много мелких деталей, которые делают внешне похожую на обычный «менеджер информации» систему абсолютно не похожей на других на практике.
Если же говорить об организации самого процесса исследований - то я аналогов не видел в рунете.
Да и в буржунете, к слову, тоже: если и есть «зачатки», то они больше скатываются в манимейкинг: «Пойди сюда - получишь денег».
Есть нюанс в том, что людям гораздо проще продать инструменты и инструкции, нежели суть и процесс.
Вот и получается, что в погоне за выгодой создатели подобных инструментов, даже используя их правильно, намеренно упрощают их при выводе на рынок, чтобы было больше клиентов и профита.
В моем случае, к слову, это не так: я не буду подстраиваться под теоретиков, ломая работающую практическую систему.
Как и многие другие системы,
Лаборатория эффективна только в комплексе, целиком. Ты же не можешь из диеты выкинуть какие-то советы как «не важные» или «мне не подходит» и надеяться на результат?
Так и здесь: не понимая сути процесса практических исследований, не включившись по-полной в этот процесс, толку будет мало.
Каким ты видишь ближайшее будущее «Лаборатории»?
В первую очередь, конечно, я не вижу «будущего»: сам факт того, что я уже использую Лабораторию достаточно давно без изменения ее функционала, уже говорит о том, что система зрелая и изменения, если и будут, то косметическими.
То есть я не буду говорить в стиле: «Вот, у нас есть маленький зверек, а вот когда он вырастет…»
У меня уже есть взрослый помощник, и самые эффективные изменения достигаются уже не изменением самой системы, а накоплением опыта ее использования, накоплением знаний и практики, оптимизацией рабочих процессов.
Я, как и раньше, использую ее ежедневно для планирования, изучения маркетинга и рынка в целом, организации своей работы.
Правило простое: изучил-внедрил-улучшил.
Черпаем передовой опыт, тут же пробуем у себя, по результатам - смотрим. И так цикл за циклом.
Крупные детали и баги правятся моментально, хотя в некоторых случаях мне просто лениво отвлекаться по мелочам, и к каким-то мелким неудобствам я уже просто привык, так что при выводе продукта на публику пришлось все-таки отвлечься и сделать.
Если же отвечать на вопрос в коммерческой плоскости, то Лаборатория, несмотря на то, что она платная - не коммерческий продукт.
То, что она стоит каких-то смешных денег - всего лишь фильтр отсева теоретиков, которые всю жизнь будут потреблять контент, но никогда не сделают чего-нибудь на практике.
Сам по себе факт оплаты уже настраивает людей на работу, а не на тупое чтение - я это уже вижу по логам.
Если сравнить бесплатный Клуб и платную Лабораторию, то в целом пользователи Лаборатории и потребляют, и генерят контента больше, чем пользователи Клуба.
И это несмотря на то, что в халявном Клубе было гораздо больше людей. То есть пользователей меньше, но их суммарная эффективность - гораздо выше.
Лично для меня то, что я стал брать деньги за использование Лаборатории, также в плюс - это заставило, наконец, перестать мириться с мелкими неудобствами и пойти «отполировать» продукт. Теперь мне самому стало гораздо приятнее его использовать, так что профит уже есть :)
Есть ли в планах создание какой-то живой «тусовки», «мастер-группы» или форума для людей со сходными устремлениями? Например, в виде регулярных вебинаров (как в мотивационном клубе Азамата Ушакова)?
Ни в коем случае! Я не занимаюсь инфобизнесом или консалтингом.
Мой хлеб - практическое применение получаемых мной знаний, а не их перепродажа. И тут нет места гордости или снобизму: это всего лишь коммерческий подход к делу. Занимаясь реальным продуктом и реальными, конечными клиентами, можно заработать гораздо больше денег.
То есть Лаборатория - это отнюдь не старт очередного инфобизнеса, это скорее «верхушка айсберга» того, чем я занимаюсь. А «под водой» находится
реальный бизнес, а не информационный.
Базы «ключевиков» (поисковых запросов)
И денег у меня с него, к слову, более, чем достаточно.
Если не возражаешь, несколько вопросов о твоём предпринимательском опыте.
Если в двух словах, то он очень простой: изучение рынка -> применение знаний на практике.
В таком формате я прошел путь:
- «наемный сотрудник»
- «удаленный наемный сотрудник»
- «аутсорсер»
- «перепродажа чужого продукта»
- «свой дешевый продукт»
- «свой дорогой продукт»
- «свой бренд»
- «процесс практического изучения маркетинга»
На каждом этапе, начиная с «удаленного наемного сотрудника», я садился и очень плотно «копал» рынок, что давало возможность быстро получать результат.
Допустим, при всей кажущейся сейчас простоте получения удаленной работы в виде удаленного наемного сотрудника, в 2002-м году это было реально фантастикой, прорывом.
Выглядело это примерно так: жена сообщила мне, что беременна, я «включился» и потратил ночь на «раскопки» того, что можно сделать с деньгами. К утру у меня уже было представление о только зарождающемся рынке аутсорсных услуг вместе с местами, где можно проспамиться и пониманием того, как себя подать. В итоге к вечеру того же дня у меня был клиент, с которым я проработал следующие пару лет.
То же относится и к запуску первых продуктов: я очень плотно копал рынок прежде, чем запускал что-то. В итоге первая продажа была уже в первый же день, а на «план-минимум» я вышел уже через месяц.
Вообще сам по себе процесс практического изучения рынка ценен тем, что, несмотря на иллюзию пустого времяпрепровождения со старта (хочется ведь сразу заняться «реальной работой»), ты получаешь первые результаты моментально после окончания первого поискового исследования. То есть весь мой путь в бизнесе можно реально представить как процесс непрерывного исследования рынка, усвоения и применения своего и чужого опыта.
Собственно, поэтому я и упираю на важность процесса исследований, а моим основным и единственным любимым продуктом является именно Лаборатория - самое ценное, что я сделал за последние 10 лет.
Каковы, на твой взгляд, самые большие ошибки или мифы в интернет-бизнесе?
Самая большая ошибка - некритичное восприятие информации. Проще говоря: отсутствие своего процесса исследований публично доступной, часто даже навязываемой, информации.
Когда ты видишь любой факт или мнение, стоит задать себе вопрос не о том, правдивы они, или нет. А о том, почему ты увидел именно эту информацию, именно в этом месте, именно в это время, именно от этого автора и именно в этом контексте.
В мире бизнеса, особенно среди начинающих, очень устойчивы «городские легенды» (urban legends) о стартапах-на-коленке, гениях-в-гаражах, бескорыстных-инвесторах, «хороший-продукт-продается-сам», «next-big-thing» и любых других популярных на текущий момент «озарениях».
Медиабизнес дает нам ровно то, что мы готовы потреблять, то есть ждать от медиабизнеса объективности - все равно, что ждать диетической еды от Макдональдса. Она там даже если и будет, то только в контексте, поощряющем потребление вкусной и вредной пищи.
Когда я вижу восхищение какой-то очередной модной темой, у меня руки сами тянутся «копнуть» этот «феномен» поглубже. Занимает это, к слову, не так много времени - часто и пары дней достаточно, чтобы вынести свое объективное суждение. При этом делиться этим суждением с другими противопоказано - у тебя не должно быть цели изменить мир (ему это и не нужно, все помнят Donkey Hot), основная цель - более объективное принятие решений и использование полученной информации в свою пользу.
Собственно, и все последующие большие ошибки и мифы - всего лишь следствие подобного бездумного подхода к поглощению информации. Я не вижу смысла разбирать их по отдельности.
Самая большая и дорогостоящая ошибка - не задавать себе вопросов, а просто «жрать, что дают».
Что является «чёрной дырой» для интернет-бизнесмена, которая засасывает больше всего времени, и как ты лично с этим борешься?
Я не буду пытаться угадать «типичного интернет-бизнесмена», расскажу лишь о том, что мне мешает больше всего: проблемы с мотивацией.
Несмотря на то, что я четко знаю, как поднять свою мотивацию, и проповедую это на своем блоге, часто забываюсь и перестаю следовать своим же советам. Вот тогда, вследствие падежа мотивации, и появляются все эти бесчисленные «черные дыры» в виде чтения новостей, игрушек и прочего.
Собственно, рецепт поддержания мотивации прост: ежедневный активный спорт. Когда я все-таки ловлю себя на мысли о том, что что-то я расслабился, возвращаюсь обратно к регулярному спорту, и все «черные дыры» схлопываются.
Для меня оптимальный эффект достигается ежедневной получасовой пробежкой на эллиптическом тренажере по вечерам под какой-нибудь интересный, захватывающий фильм. После этого проблем с мотивацией уже нет, единственная проблема - всего лишь 24 часа в сутках.
Какие три книги по бизнесу и маркетингу ты бы рекомендовал как must read?
Я всегда рекомендовал и продолжаю рекомендовать всего лишь одну книгу: Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» - философия предпринимательства, по сути.
Ну и вторая рекомендация, которая появилась буквально несколько лет назад - все, что связано с социальной психологией и психологией мотивации. Все-таки маркетинг - социальная наука, работа с живыми людьми. Понимая, как мы устроены изнутри, ты и себя лучше мотивируешь, и с рынком эффективнее работаешь.
Есть ли у тебя утренний и/или вечерний ритуал? Что ты делаешь первым делом поутру и незадолго до сна?
В точку!
Я давно ощутил по себе, что четкий распорядок дня дает возможность работать гораздо продуктивнее и веселее, поэтому ритуалов у меня - просто тонна :)
Во-первых, я встаю всегда в одно и то же время: зимой в 7.00, летом - в 6.00 (по желанию, правда, могу и в 7.00 подняться).
Когда утро понятно заранее, это настраивает на ударный лад. Можно многое успеть и получить в процессе массу удовольствия.
Потом - душ, завтрак и поездка на работу: летом у меня есть летний офис в сосняке на свежем воздухе (сижу на веранде с видом на лес). Зимой - офис с кучей разных «пацанских ништяков».
Ровно в 12.00 - поездка на обед в место, где готовят более-менее по-домашнему, после этого - сиеста: сплю или просто лежу с айпадом, перевариваю пищу и результаты утренней работы.
Где-то ближе к вечеру - вторая половина рабочего дня (как правило, короткая, больше планирования и исследований), после чего - спорт.
Если на улице и в офисе не жарко, то тяжелая атлетика параллельно с работой каждые полчаса по
принципу «помидорок».
Ну а потом - по желанию:
- либо еще поисследовать/попланировать/почитать/пописать,
- либо скататься куда-нибудь на машине на несколько часов,
- или просто прогуляться.
В целом рабочий день получается более-менее ритмичным, при этом основная работа выполняется с утра, когда и силы, и мотивация на максимуме.
Можешь назвать какой-то один маленький приём, фишку, хитрость, которые здорово облегчили твою жизнь как предпринимателя?
Да: ежедневный спорт. Без шуток, без спорта все остальное будет выполняться без должного энтузиазма и работоспособности.
Ну и еще бухать завязал несколько лет назад - высвободилась просто огромная куча времени, которую можно потратить в свое удовольствие.
С каким из распространённых убеждений / мифов о тайм-менеджменте и продуктивности ты лично не согласен? Есть ли такое массовое заблуждение, которое тебя бесит или смешит?
Наверное, самый вредный миф - о пользе списков дел (тудушек).
На практике длинная тудушка не просто «не помогает», она откровенно демотивирует. Нет ничего хуже понимания того, что тебя ожидает куча мелкой геморройной работы.
Поэтому я придерживаюсь принципа практического планирования: исполнение мелких шагов непосредственно в самом процессе планирования, тем самым избегая создания тех самых вредных длинных тудушек.
Второй вредный миф - о пользе долгосрочных планов. Они работают как мега-тудушка, что опять же жестко демотивирует.
Само по себе планирование полезно: позволяет примерно понять, чего ты хочешь, и как конкретно это получить.
Но вместо длинного плана на выходе должна быть конкретная текущая работа, а не абстрактный документ, который все равно будет переписываться ежедневно.
Существует ли на свете «Секретная Технология Макса Пастухова», которая помогает заниматься одним проектом достаточно долго, чтобы тот начал приносить плоды? Или ты вообще не сторонник «долгостроя»? Какова оптимальная длительность проекта для тебя?
При должном исследовании рынка проекты становятся прибыльными со старта, то есть я никогда не «тяну» проекты, если они не дают немедленных результатов.
Более того: если проект не дает результатов со старта, значит я поленился исследовать рынок, некачественно выполнил свою работу. Плохой мальчик :)
То же самое касается и «вытягивания» прежде прибыльного проекта: если что-то приносило деньги раньше, но перестало приносить деньги сейчас - кто виноват?
Ответ очевиден, хотя он и не особо нравится креативным в придумывании отмазок людям.
Проще говоря: качественно выполненное исследование рынка, во-первых, гарантирует прибыльность будущего бизнеса, а во-вторых, непрекращающийся процесс исследования позволяет гарантированно поддерживать и прибыльность, и развитие бизнеса в будущем.
Конечно, бывают и ошибки, но они связаны в первую очередь с отсутствием опыта, что само по себе уже служит уроком, улучшающим результаты следующих исследований.
Как ты восстанавливаешься, когда дела идут «не-совсем-по-плану»? Что бы ты посоветовал делать для того, чтобы легче переносить удары судьбы и неожиданные провалы?
Ответ опять же простой: ежедневный спорт. В здоровом теле - здоровый дух.
И последнее. Какой вопрос следует задать себе (или задавать регулярно), если ты мечтаешь изменить свою жизнь к лучшему, но пока застрял в том-как-всегда?
Главный вопрос: насколько хорошо ты понимаешь как свое желаемое будущее, так и свое «застрявшее» настоящее?
Опять же исследование: как окружающего мира, так и самого себя.
Дневник - самый простой и один из самых полезных инструментов организации опыта. Макс ведёт его с 2005 года, прямо там, в «Лаборатории».
Чаще всего вопросы о бренности бытия возникают тогда, когда человек не до конца понимает своих истинных, внутренних желаний и мотивов.
То есть в первую очередь я бы пытался разобраться в самом себе - благо, для этого есть достаточно простые и эффективные способы.
Хотя бы прочитайте А.Маслоу «Мотивация и личность».
Ну и, в завершение, добавлю лично от себя: чрезвычайно сложно, практически невозможно изменить поведение людей. Поэтому все прибыльные продукты и системы эксплуатируют уже сложившиеся модели поведения, без попыток их изменения. Они если и есть, то косметические, хотя даже это дает огромный практический эффект. То же правило «следующего шага» в GTD, допустим. Или правило 10,000 часов.
Я не ожидаю, что читатели все, как один «ломанутся» исследовать рынок и самого себя. Но, даже если всего лишь один человек сделает этого, я потратил свое время не зря.
Исследования - это прикольно, это непрерывный поток идей и озарений, планов и их реализации, новых продуктов, клиентов и прибыли.
В общем, рекомендую :)
Краткая справка: Макс Пастухов известен как создатель удобных баз поисковых запросов (яндекс, гугл), блога о практическом маркетинге, а также «Лаборатории», куда раньше могли попасть лишь немногие его личные знакомые и друзья. Это инструмент, которым сам Макс пользуется уже много лет для того, чтобы находить и внедрять передовой опыт в сфере маркетинга, социальной психологии, психологии поведения, продаж, разработки продуктов и так далее.
Такая своеобразная «внедрен-среда«.
Теперь этим
инструментом можете воспользоваться и вы.
Originally published at
Юрий Жданов. You can comment here or
there.