Александр Федорович Бурда

Oct 22, 2019 19:36

"Если случится вам, читатель, побывать когда-нибудь в небольшом украинском городке Ружин, обязательно разыщите там на кладбище скромную могилку с небольшой пирамидкой, на которой написано: «Здесь похоронен А. Ф. Бурда. 1911-1944», и низко-низко поклонитесь ей.
Только немногие, увы, помнят нынче, что это был за человек, носивший такую простую, даже неказистую с виду фамилию, и чем обязаны ему мы с вами. А жизнь у него была поистине необычайная, и заслуживает он того, чтобы о нем и песню сочинили, и кинофильм сняли, и не одну книгу написали. Не настигни его фашистский снаряд в страшном январском бою сорок четвертого года, когда он со своими танками преграждал путь гитлеровцам, бросавшимся в контратаки, быть бы ему сегодня большим военачальником".

Ю.А. Жуков "Люди сороковых годов"

***

Родился Александр Фёдорович 12 апреля 1911 года в деревне Ровеньки, в большой семье -- девять детей. Отец его погиб в Гражданскую, поэтому с детства он привык нести ответственность за семью. Работал шахтером, электромонтером. В армию пошел в 1933 году. Великую Отечественную он встретил танкистом и с первых дней отличился как храбрый и мужественный боец.

Катуков, под началом которого он служил, ещё с 1941 года хотел присвоить ему звание Героя Советского Союза. В конце концов, в 1944-м, ему это удастся, но посмертно.

Воевал Бурда действительно лихо. К концу июля 1941 года на его счету было восемь танков и несколько бронемашин врага. В сентябре Александр Фёдорович уже командует ротой. На подходе к Орлу, несмотря на сильный заградительный противотанковый и танковый огонь противника, он смело атакует вражеские укрепления, при этом уничтожая 3 тяжёлых танка, 6 ДЗОТов, 1 миномёт, 1 противотанковое орудие и до роты мотопехоты.

Вот рассказ ещё об одном бое:

"...В пять часов утра 12 ноября перед боем у Скирманова комиссар 1-го танкового батальона А. С. Загудаев созвал экипажи танков на короткое собрание. Он прочел танкистам приказ о переименовании бригады в 1-ю гвардейскую танковую. Напомнил товарищам о погибших боевых друзьях. Призвал сражаться так же самоотверженно, как сражались под Орлом Рафтопулло, Дуванов, Рындин, Любушкин…
Сокрушая все на своем пути, бронированный клин гвардейцев врезался в село. И все же одним ударом проломить оборону противника не удалось - уж очень сильна была артиллерийская и минометная оборона гитлеровцев. По каждому нашему танку били 10-12 орудий и минометов. Тут-то и потребовалось то самое крепкое сердце, о котором любит говорить Катуков, - надо было на ходу быстро и четко перестроиться, применить новую тактику. И генерал сумел это сделать. Не давая врагу ни минуты передышки, он начал планомерно и методически выбрасывать вперед небольшие группы танков, изматывая до предела нервы врага. Надо было создать видимость бесконечного наращивания сил.
Танки двигались вперед короткими скачками, нанося молниеносные удары с разных направлений. Снова отличился Бурда, а с ним и старший сержант Евтушенко. Продвижению пехоты сильно мешала гитлеровская минометная батарея, расположившаяся на кладбище. Кроме того, там были сооружены долговременные огневые точки; оттуда гитлеровцы пулеметным огнем преграждали путь пехоте.

Бурда и Евтушенко стремительно помчались на врага. Тогда гитлеровцы бросили в контратаку припрятанные в резерве шесть танков. Два гвардейских экипажа, не дрогнув, приняли неравный бой. Бурда уничтожил три тяжелых немецких танка, похоронил под гусеницами своей машины шесть блиндажей со всей их начинкой, живой и мертвой, - очень ловко тут поработал водитель танка Боровик, - и расстрелял два взвода пехоты. Евтушенко раздавил две долговременные огневые точки, уничтожил около тридцати пехотинцев и захватил одного капрала в плен, о чем так весело рассказывал нам Бурда, уж больно необычайный был случай. Когда же понадобилось вклиниться в глубину села, Бурда, не задумываясь, влетел туда, давил, мял, крушил врага, как только позволяла техника. Но тут он снова встретил сильный артиллерийский огонь. Снаряд попал в его танк, разбил оптические приборы. Пришлось отойти". (Ю.А. Жуков "Люди сороковых годов")

За эти бои его и представили к званию Героя Советского Союза, но тогда наградили орденом Ленина и орденом Красного Знамени.

По счастью сохранилось и описание героя. Ю.А. Жуков в книге "Люди сороковых годов" рассказывает:

"Я познакомился с ним ранним ноябрьским утром 1941 года все там же, близ селения Чисмена, где впервые узнал танкистов-гвардейцев, чей боевой путь в дальнейшем мне посчастливилось наблюдать на всем протяжении войны, мы выехали тогда на передний край, чтобы поглядеть, как организовали свои засады катуковцы, прикрывавшие Волоколамское шоссе. Там было много такого, что до той поры отнюдь не было типично для танковых частей. Мы встретили танкистов, занятых саперными работами, танкистов-землекопов, танкистов-минеров, танкистов-строителей.
- Знакомьтесь, - сказал комиссар штаба Мельник, подводя меня к коренастому танкисту в теплом комбинезоне, скрывавшем знаки различия, старший лейтенант Александр Бурда. Это наш герой, один из победителей Гудериана, а впереди у него еще более блестящая военная карьера, ручаюсь. Посмотрите, как он здесь устроился…

Я крепко сжал протянутую мне жесткую, мозолистую руку и с волнением взглянул в мужественное лицо человека, о котором слышал столько невероятных историй. Из-под черного танкистского шлема выбилась прядь русых волос. В ясных серых глазах прятались хитроватые искорки. Был этот человек среднего, по правде сказать, даже невысокого роста, его жестам были присущи та легкость и ловкость, какие вырабатывает привычка к физическому труду. По синим отметинам на коже, которые оставляют навечно проникшие под кожу острые частички угля, можно было безошибочно догадаться, что перед нами бывший шахтер. Природа одарила его крепким здоровьем и смекалистой головой, он, что называется, никогда не лез в карман за словом, был человеком веселого склада, но привлекать к себе внимание не любил, тем более ненавидел хвастать, а когда его хвалили, чувствовал себя неловко.
- Вперед трудно загадывать, но постараемся быть не хуже других, ответил на комплимент комиссара Александр Бурда, и я сразу узнал по характерному акценту земляка.
- Из Донбасса?
- Так точно, с Луганщины. А позицию мы подготовили так, как приказал нам командир бригады. Вот, поглядите…
Позиция и впрямь была подготовлена отлично. Свои танки, кстати сказать, густо покрытые мелом, - зимняя маскировка! - он разместил на скате высокого холма в глубоких земляных укрытиях и так замаскировал сеном и снегом, что разглядеть их можно было только вблизи. Каждое укрытие с тыла имело хорошо замаскированный путь отхода, - в любую минуту танк мог дать задний ход, выскочить из укрытия и ринуться на врага.
Это и была танковая засада, замечательное изобретение советских танкистов, сыгравшее большую роль в памятных боях Орла.
Александр Бурда сообщил мне, что он с шахты имени Ленина Луганской области; родной его городок - Ровеньки, где в двадцатых годах не раз доводилось бывать и мне, когда я работал в "Луганской правде". Мы дружно вспоминали Луганщину, наши комсомольские съезды, пуск первого мартена на заводе имени Октябрьской революции в 1927 году, тихие Ровеньки".

***

В 1943 году уже подполковник и командир 49 танковой бригады Бурда проявляет мужество и личную храбрость. Фашисты бросили против его бригады до 100 танков при поддержке пехоты и авиации. Несмотря на превосходящие силы противника, наши стояли насмерть. Сам Александр Фёдорович уничтожил 3 танка противника и до взвода автоматчиков, а вся его бригада 92 танка (из них 17 Т-6), 23 автомашины, 14 орудий разного калибра, 9 миномётов (один из них шестиствольный), 4 зенитные пушки, 10 бронетранспортёров и до 1200 солдат и офицеров противника. Подполковник Бурда был награждён орденом Отечественной Войны I степени.

***

Б. А. Шалимов, гвардии полковник запаса, рассказывал: "Как командир взвода Бурда показал себя прекрасным организатором и воспитателем. Для него не существовало таких понятий, как «не знаю» или «не могу». Если он и не знал чего-либо, то добивался того, чтобы узнать, и никогда не стеснялся спрашивать. Своим подчиненным он уделял много личного времени, вникая во все стороны их быта. Это был требовательный, но справедливый командир".

Был Александр Фёдорович весёлым и находчивым. Вот прекрасный пример.

Остановились как-то на отдых в одной избе. "...Жена у деда - принципиальный противник всех войн. Ахает, когда Бурда рассказывает, как его танк иной раз приходит из боя весь красный от крови, а один раз даже немецкую руку в гусенице привез. «Вы не смотрите, что я темная, - говорит танкистам бабка. - Я про Кутузова и про Суворова в книжках читала, они хорошие были люди, вроде вас, но профессия ваша зловредная, надо, чтоб никаких войн и никакого оружия не было вовсе».

Александр Бурда долго и серьезно разъясняет старухе происхождение войн, классовое устройство общества, говорит, что при коммунизме никаких войн не будет, но, пока есть империализм и фашисты, воевать приходится, и отказываться от оружия никак невозможно. Старуха вздыхает, машет рукой, идет к печке, достает чугун с топленым молоком - угощает танкистов… «Для вас нам ничего не жалко, - говорит она, когда Капотов стесненно отнекивается. - Зимой мы со стариком последнюю пару сапог бойцам отдали тем, что гнали отсюда немца. Но все ж таки, когда вы отступали, мы обижались на Красную Армию: зачем этого змея сюда допустили?»…
Бурда громко хохочет: «Вот видишь, мать, выходит, оружие наше понадобилось - ведь без него гитлеровского змея не прогнали бы?» - «Да, выходит так», - нехотя соглашается хозяйка". (Ю.А. Жуков "Люди сороковых годов")

***

25 января 1944 года в 15.30 в районе села Цыбулев двенадцать танков "Тигр" вышли на КП бригады и окружили его. В штабе находились карты передвижения Красной Армии. Создалась угроза уничтожения штаба бригады и захвата ценных документов. В распоряжении Александра Бурды находилась лишь одна тридцатьчетвёрка. Для спасения штаба гвардии подполковник принял решение вступить одним своим танком в единоборство с 12-ю гитлеровскими. Огнём своего Т-34 он вывел из строя 2 "Тигра". Однако подоспевшие танки фашистов рядом прямых попаданий уничтожили танк Александра Фёдоровича Бурды, смертельно ранив его самого.
Благодаря задержки и отвлечению внимания врага, карты и документы успели спасти, а наши подоспевшие танки уничтожили оставшихся "Тигров". В 22.00 в м. Лукашивка Александр Фёдорович умер. За свой подвиг он был посмертно награжден званием Героя Советского Союза. Вечная слава и память Герою!






Previous post Next post
Up