(к теме
СИМВОЛИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ)
Идеодинамические механизмы.
из книги Гинзбург М.Р., "Эриксоновский гипноз"
Есть такой вид гадания - подвесить на нитке кольцо (или другой грузик) и задавать вопросы. Если маятник начинает раскачиваться вперед-назад, это ответ "да". Если же он раскачивается влево-вправо, это ответ "нет".
Кто же отвечает на вопросы? Кто раскачивает маятник?
Долгое время считалось, что это действительно магический маятник и что мы имеем дело с духами или с высшими силами - это они раскачивают маятник.
В 1954 году французский исследователь Шеврёй опубликовал работу, которая называлась "О волшебной палочке, вопрошающем маятнике и вертящихся столах", в которой объяснил этот феномен. С тех пор магический маятник стал называться маятником Шеврёя. Шеврёй объяснил, что в основе лежат так называемые идеомоторные движения. "Идея", образ - в голове; моторика, движение - в руке. • Таким образом, образ сам, автоматически, помимо сознания, помимо сознательного контроля реализуется в движении. Это - идеомоторный феномен. Обращаясь с вопросом к маятнику, человек получает ответ не от потусторонних сил и не от духов, а от собственного бессознательного, то есть он обращается к собственному неосознанному опыту.
Каждый может поэкспериментировать с идеомоторным феноменом. Например - с маятником...
...
Находясь в теплом помещении вы в своём воображении можете представить себе, что вы берете снег и лепите снежок или срываете сосульку и держите в руке... рука замерзает... немеет... теряет чувствительность... в руке реально возникает ощущение холода. А если представить себе, что вы опустили руку в горячую воду, или держитесь за горячую батарею, или лежите на жарком солнце - кровеносные сосуды расширятся, появится ощущение тепла. Общеизвестен эксперимент с лимоном: если мысленно представить себе спелый лимон... и острым ножом отрезать от него ломтик... истекающий соком... и положить в рот... и жевать... совершенно верно, выделяется слюна. • Идея, образ, представление автоматически, помимо сознательного контроля, реализуется в ощущении. Это - идеосенсорный феномен.
Если вспомнить или просто вообразить что-то плохое, что случилось в жизни, - обиду, разочарование, неудачу, - настроение испортиться. Возникнет негативная эмоция. Если же вспомнить и представить что-то хорошее - достижение, радость, успех, - настроение повысится, появится позитивная эмоция. • Идея, образ, представление автоматически, помимо контроля сознания, реализуется в эмоции. Это - идеоэмотивный (идеоаффективный) феномен.
• В зависимости от имеющихся у человека образов и представлений мысли текут в том или ином направлении. Это - идеокогнитивный феномен.
Итак, возникающие у человека образы, представления, автоматически, без участия сознания, реализуются в движении, ощущении, эмоции и мысли. В совокупности идеомоторный, идеосенсорный, идеомотивный, идеокогнитивный феномены называются идеодинамическими феноменами, или, ещё короче, идеодинамикой, то есть динамикой самореализации представления, образа.
...
Дело в том, что у всех людей есть часть психической жизни, которая не осознается, - то, что называют "бессознательным". У сознания и бессознательного разные языки. Язык сознания - логика, рассуждение, рациональность. Язык бессознательного - образы, символы. ...
Те образы, картины, представления, которые возникают у нас в голове, во многом определяют всю нашу жизнь. Дело можно представить так, словно у человека внутри имеется автопилот или мощный компьютер. Те образы, которые возникают, - это курс для автопилота, программа для внутреннего компьютера. ...
Итак, образ - это основа регуляции внутренних состояний. Человек "программирует" себя посредством тех образов, которые он создаёт. Психологическим механизмом такого "самопрограммирования" являются идеодинамические механизмы: образ стремится к самореализации в действии, ощущении, эмоции и в мысли. Реально, в жизни, это проявляется через кажущиеся случайности. Где-то случайно повернёшь направо, а не налево, случайно встретишь нужного человека, случайно попадёшь на важный семинар, случайно прочитаешь нужную книгу...
Обычно человек не осознает, не понимает того, что он сам программирует, определяет свою жизнь посредством тех образов, которые создаёт.
•