ФБ-приятель Денис Соколов поднял тему подавленности регионального бизнеса. А я тут опять в Торжке побывал, там новость не из хороших - каза болду единственный приличный гипермаркет «Тележка», с собственной выпечкой и оригинальным ассортиментом. Говорят, им подняли аренду, бизнес ушел в минус, а место сейчас займёт унылый «Магнит», который и будет платить эту аренду (а потом выжмет руки хозяину или просто закроет глаза на убыточность).
Мой московский приятель недавно делился настроениями региональных бизнесменов, у которых размещает мелкие заказы. Единственный шанс подняться - это присосаться к федеральной программе, к тому, что время от времени спускает вниз Москва. Остальные же считают удачей подработать на субподряде у счастливчика.
Собственный же бизнес не идёт по двум причинам. Стабильное низовое потребление перехвачено московскими/федеральными сетями - продуктовый ритейл, бензин, лекарства и т.п. Здесь места нет (см. пример «Тележки»). В попытке же «выйти за» региональный бизнесмен встречается с наросшими за нулевые гирьками - налоги, мелкие и не совсем поборы властей, жесткие требования регуляторов. Грубо говоря, ты можешь наловить-накоптить рыбы (её в прудах до чёрта) и встать вдоль трассы с торговлей, но к тебе быстро придет потребнадзор, налоговая и тп. Идеальной схемой считается партизанство: создать ООО, подкупить кого надо, срубить лес, продать его перекупщикам, ликвидировать ООО, не заплатив ни налоги, ни долги по зарплате.
Понятно, что такое положение дел вскармливает описанный Денисом пессимизм. «От нас ничего не зависит», «Москва даст, Москва и возьмёт», «Всё равно задушат». Понятно, что региональная молодёжь уже не хочет быть бизнесменами, её мечты - служба в госорганах, мелкое чиновничье кресло. Т.е. безбедное, хотя и скудноватое житьё на федеральный кошт. Мол, 20 лет послужим, покорпим на скучной, малоинтересной работе, получим пенсию, а потом отъедем в построенный частный домишко и заживём по-настоящему. «Не нужен нам берег турецкий, и африка нам не нужна!»
а вот пост Дениса: "В последние недели мне довелось немало попутешествовать, в том числе и по России. Русского человека путешествия склоняют к размышлениям, обобщениям и выводам. У меня возник целый ряд наблюдений, которыми я и хочу поделиться. Замечу сразу, это лишь наблюдения, почва для размышлений, а вовсе не окончательные выводы и руководство к действию.
Я общался с представителями местного бизнеса, образованными людьми с жизненным и профессиональным опытом. То есть это не про «корневой народ», а про профессиональный класс.
1. Пораженчество. Я сам не испытываю никакого оптимизма относительно российской экономики, однако тот пессимизм, с которым я сталкиваюсь в регионах даже меня поражает. Причем это пессимизм в самой тяжелой его форме - обессиливающий, приводящий к выученной беспомощности. Многие люди сосредоточены на рефлексии по поводу того, как хорошо могло бы быть, если бы … Но понимают, что это если бы невозможно, т все будет «как всегда». От этой невозможности хорошего - желаемое настоящее и будущее превращается в пустое прожектерство типа «Если бы власти на самом высоком уровне задумались, и т.д.». Особенно гнетущее впечатление это производит на фоне пассионарного Узбекистана, в котором мысль и энергия людей направлены именно на подконтрольную область, на возможности, которые в реальности у узбеков более узкие чем у россиян. Я думаю тут виновата пропаганда "вставания с колен", которая навязывает людям масштабное «геополитическое» мышление, на фоне которого реальные возможности кажутся слишком мелкими. Пелевин отчасти уловил эти настроения: герои его книги шли побеждать врага с песней «Из этой жопы х. уедешь!». Что здесь делать - не знаю. Тупой «позитивчик» тут не поможет.
2. Миф об СССР 2.0. Крайне любопытный феномен, когда умные и образованные люди, не то, чтобы тоскуют по СССР, им кажется, что в СССР все решалось легко. И те вопросы, которые сегодня кажутся нерешаемыми в СССР не стоили бы выеденного яйца. Тут, как мне кажется, причина в растерянности. Сегодня, к сожалению, даже среди профессионального класса нет ясного понимания среды в которой мы живем. Этакая растерянность, во-многом вызванная разрушением СМИ и отсутствием общественных дискуссий. В то же время и общество и экономика и культура становятся только сложнее. Поэтому возникает запрос на упрощение. Собственно все эти разговоры про государственную идеологию среди профессионального класса - от растерянности: «скажите, что нам делать, как правильно жить, а то совсем непонятно». Отсюда и апелляция к советским практикам (о которых в реальности никто не помнит). Кажется, что в плановой экономике все просто решалось: специалисты составили идеальный план, экономисты посчитали сметы, госплан выделил ресурсы, снабженцы освоили средства, строители построили и все счастливы. Естественно, если бы плановая экономика так работала, мы бы до сих пор ходили с портретами Брежнева.
Может показаться, что тоска по СССР это реакция на рыночные реформы, но я полагаю, что - наоборот, это реакция на переход к проектному госкапитализму, суть которого непонятна пока даже профессионалам, и люди ищут ближайшие доступные аналогии.
3. «Старение» креативного класса. Это самый спорный тезис, так как понятно, что ни я, ни мой круг - мы не становимся моложе, и общаемся во многом внутри своего поколения. Однако в последние годы я все меньше вижу молодых (до 30) и активных людей, которые пытались бы совершать изменения. 15 лет назад поколение 25-30 лет составляло костяк современного бизнеса. 5 лет назад молодежь активно была включена в процесс преобразований. Сегодня молодых совсем не заметно. Видимо энергия молодости перетекла в другое русло. Снова напрашивается сравнение с молодым Узбекистаном.
4. Раздробленность России. В стране очень плохое понимание того, что происходит в соседнем дворе, в соседнем городе и в соседней области. Понятно, что это последствие концентрации ресурсов в Москве. «Звездообразная» топография России при которой все замыкается на Москву привело к информационной изоляции регионов. «Какая разница, что там происходит в соседней области, это никак не влияет на нашу жизнь». И это колоссальная ошибка, так как именно горизонтальные связи помогут регионам выбраться из московской тени."