Превратности судьбы - такая штука... Вот, вы, к примеру, слышали о том, как закончил свои дни монах-бунтарь Савонарола?
Он в темные мрачные годы Средневековья умудрился пару лет проправить цветущей Флоренцией, после чего цвета Флоренции несколько поблёкли. Впрочем, современники в плюс ему записывают обуздание совсем уж разгулявшейся в этом городе содомии, что и по нынешним меркам довольно большое достижение.
Короче, Савонаролу от правления городом отстранили, и он засел в своём доминиканском монастыре Сан-Марко и продолжал разить грешников словом, а временами и делом. Грешникам и конкурирующей организации, а именно монахам-францисканцам, такое положение вещей было не по душе, и последние вызвали Савонаролу на богословский диспут. В ходе подготовки к диспуту пришло понимание, что надо действовать в поисках истины более радикально, и стороны договорились о божьем суде на костре. Савонароле и лидеру францисканцев было предложено посидеть какое-то время в пламени, а кто выйдет живой и невредимый, тот и прав. Напомню, что шёл 15 век, и вовсю бушевало Просвещение.
Взвесив «за» и «против» лидеры фракций пришли к выводу, что совсем не обязательно именно им самим лезть в пасть огню, для выяснения воли господней достаточно будет послать туда комиссаров. Как ни странно, добровольцев из числа монахов тут же объявилось предостаточно.
В назначенный день граждане Флоренции запалили отличный костёр, дров на богоугодное дело никогда не жалели. Бодрым шагом монахи-комиссары уже приближались к нему, но тут внезапно раздался возмущенный вопль францисканцев. Они в руках заместителя Савонаролы узрели освященную облатку. Ну, тут и козе понятно было, что с таким божественным даром можно было лезть хоть в огонь, хоть в воду, хоть на кол насаживаться. Ничего тебе не будет от этого, только здоровее вылезешь.
Начался базар-вокзал. Савонароловец категорически отказывался лезть в огонь без облатки. Францисканцы считали это откровенным нарушением фэйр-плэй. Пока монахи ругались, огонь и прогорел весь. Разочарованные флорентийцы стали считать убытки и выражать откровенное недовольство тем, что их лишили роскошного зрелища, подменив его обычной злобной руганью на латыни. Савонароле также вспомнили антигейские законы и много чего еще другого, к примеру, то, что он закрыл было игральные заведени, а и из молодых флорентийцев организовал себе то ли Селигер, то ли Хунвейбин. Ничего не напоминает, кстати?
На следующий день народ пошёл разбираться к Сан-Марко с самыми серьёзными намерениями. Впрочем, Савонарола имел богатый опыт общения со своими согражданами, а также опыт всяких иных диспутов, и пришедших встретили организованные отряды монахов с дрекольем. Состоялся обмен мнениями, среди которых были арбалетные стрелы и камни.
Не добившись личной встречи с Савонаролой, толпа флорентийцев пошла обратно к себе в город и, как на грех, по дороге им встретился дом местного гонфалоньера (градоначальника, что-то вроде Собянина). Флорентийцы решили, что коли ни костра, ни Савонаролы толком они не увидели, тот надо отыграться на иной ветви власти. Гонфалоньер к диспуту оказался неподготовлен и отбивался от наседавших своими домочадцами и слугами. Это, кстати, довольно распространенная практика в то глухое время, благодаря чему иные семьи были размером с роту, а то и батальон. И, кстати, так и рассматривались в конфликтах.
Гонфалоньер, кстати, был человек с хорошей репутацией и вполне уважаем в городе. Его вообще назначили буквально пару месяцев тому назад. Испортить своё реноме он никак не успевал. Но толпа она и есть толпа. Короче, когда пала от арбалетной стрелы супруга гонфалоньера, руководившая обороной, гонфалоньер сдался, выторговав при этом обещание, что его будет судить что-то вроде Конституционного флорентийского суда.
Толпа потащила несчастного по направлению к зданию этого суда. По дороге пыл несколько спал, и граждане задались вопросом - а каков, собственно, состав обвинения и каковы вероятности успеха ожидаемого судебного процесса? Взвесив всё, пришли к выводу, что успеха ожидать не приходится. А градоначальник он и есть градоначальник, вполне может укоротить некоторых на голову, после того как всё устаканится - прецедентов в истории Флоренции было предостаточно. Словом, гонфалоньера зарезали прямо на дороге - нет человека, нет и проблемы.
Прослышав про гибель городского начальства, Савонарола несколько расслабился, посчитав, что флорентийцы были вполне удовлетворены своим злодейством и доблестью, проявленной при том. Он распустил монашеские отряды кормиться по деревням. Но это он зря. Конкурирующая организация (францисканцы) моментально организовали ещё один майдан, пообещав на этот раз более плодотворный богословский диспут. В итоге, Сан-Марко опять постигла осада, и, хотя руководителя этого мероприятия со стороны францисканцев случайная стрела лишила глаза, однако в отличие от случая с женой гонфалоньера сдаваться тут никто не стал и дело довели до конца, вытащив Савонаролу и двух уцелевших его сторонников наружу
Дальнейшее вполне укладывается в сухие строчки тогдашних хроник. Всех троих выпороли (без разрешения Папы), получили разрешение Папы на порку (и Папе радость, и вроде как всё теперь законно). Полученные в ходе порки показания монахов прикрепили к делу, которое и передали в местный суд. Вышла некоторая заминка с судом, правда сказать, который счёл, что, быть может, лучше всё же обойтись без лишнего кровопролития. Однако Папа срочно прислал своего лучшего кардинала (тогда телефонов еще не изобрели), который настоял на смертном приговоре всем троим (петля+костёр).
Стоит отметить, что на эшафот попал и тот самый монах-заместитель на костре, выживший при осаде. Грехов за ним не числилось, наговорил на себя при порке он мало, однако решили казнить и его на том основании, что он однозначно находился под зловредным влиянием Савонаролы и ничего не предпринял, чтобы вырваться из-под него.
В итоге делаем такие выводы: судьба переменчива и булки не следует расслаблять ни духовному лидеру, ни президенту, ни градоначальству. Агенты влияния всегда готовы собрать очередной майдан, который, как назло, затронет и твою резиденцию.