История - штука юморная и фантасмагорическая. Казалось бы, что общего между откормленным котом, запорожскими казаками и Отто фон Бисмарком? Ответ: морские катастрофы.
В 1938 году, за год до начала Второй мировой войны, в Англии на воду был спущен эскадренный миноносец типа «Трайбл» - современный и мощный корабль, получивший официальное название «Корабль Его Величества "Казак"» (HMS Cossack; всего за историю Королевского флота имя «Казак» носили шесть кораблей). Англоязычная Википедия говорит нам по поводу названия, цитирую, «named after the Cossack people of the Russian and Ukrainian steppe». Перевод, подозреваю, не нужен. Вскоре после спуска на воду корабль посетил Стамбул - очевидно, для пущей символичности.
Прославился британский «Казак» в первую очередь, эпической атакой на немецкий танкер «Альтмарк». С этого места - подробнее: история этого заслуживает. По её мотивам можно снять не одну историческую драму...
...Незадолго до начала войны, в августе 1939 года, знаменитый «карманный линкор» флота Третьего Рейха, тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» тихо и незаметно покинул базу и отправился в южное полушарие. Его сопровождало судно снабжения «Альтмарк». После официального начала войны (1 сентября) «карманный линкор» приступил к выполнению боевой задачи: не афишируя своё присутствие в Южной Атлантике, рейдировать и топить корабли союзников - англичан и французов. С задачей своей крейсер справлялся на «ура», потопив в Атлантическом и Индийском океанах около десятка кораблей - в основном, английских.
Но музыка играла недолго. Утром 13 декабря 1939 года «Адмирал граф Шпее» столкнулся с эскадрой английских крейсеров. После затяжной перестрелки английские суда оттеснили «карманный линкор» к берегам Уругвая. В полночь, 14 декабря, повреждённый «Адмирал граф Шпее» отдал якорь на рейде Монтевидео. Согласно международным нормам, правительство Уругвая предоставило немецкому судну три дня для ремонта. Этого времени не могло хватить для устранения повреждений.
Тем временем дело взяла в свои руки английская агентура в Монтевидео. Разведчики распространили слух о том, что «Адмирала графа Шпее» у выхода из Ла-Платы поджидает сильная английская эскадра. На деле же неподалёку от Монтевидео ошивались лишь те три лёгких крейсера, из-за стычки с которыми немецкий «карманный линкор» и оказался в уругвайском порту. К тому же английские корабли порядком пострадали в стычке с немецким судном.
Шансов прорваться через линию лёгких крейсеров у «Адмирала графа Шпее» было немало. Но, уверовав в неминуемую гибель своего корабля, капитан цур зее Ганс Лангсдорф послал запрос в Берлин. Оттуда был получен приказ фюрера: боя не принимать, корабль уничтожить.
17 декабря 1939 года капитан «Адмирала графа Шпее» приказал затопить корабль. Команда сошла на берег и была интернирована уругвайским правительством. Через три дня капитан Лангсдорф застрелился.
Но история «Адмирала графа Шпее» ещё не была окончена. То самое судно сопровождения, «Альтмарк», смогло скрыться от англичан и бежать на север, имея на борту 302 пленных моряка с потопленных крейсером торговых судов. И тут началось самое интересное.
В День святого Валентина, 14 февраля 1940 года, танкер «Альтмарк» был обнаружен у берегов нейтральной (!) Норвегии. Двумя днями позже произошла нерадостная (для немцев) встреча с английским крейсером и пятью эсминцами. Но «Альтмарк» юркнул во фьорд. А дорогу английским судам преградили норвежские канонерки, которые поставили подданных Её Величества перед печальным фактом: согласно международных правил, невооружённый танкер «Альтмарк» имеет полное право продолжать своё плавание в территориальных водах нейтральной Норвегии. А вот английским крейсерам там делать нечего.
Осмыслив ультиматум норвежцев, моряки связались с Лондоном: законы законами, но ведь на «Альтмарке» - английские пленные! Ответ из Лондона пришёл за подписью Уинстона Черчилля и содержал простой приказ. Который с честью выполнила команда миноносца «Казак».
Наплевав на международное право прямо в территориальные воды Норвегии, «Казак» вошёл во фьорд вслед за «Альтмарком» и взял немецкий танкер на абордаж. Немцы не смогли оказать сопротивление англичанам, и, потеряв полтора десятка человек убитыми и раненными, бросили оружие. Победители перевели освобождённых из плена англичан на «Казак», помахали немцам ручкой и покинули гостеприимные норвежские берега.
Дальнейшая служба «Казака» была не очень долгой. После триумфального возвращения в Англию с освобождёнными из плена моряками, «Казак» неплохо проявил себя в битве при Нарвике, обстрелял (безуспешно) знаменитый линкор «Бисмарк» и был потоплен немецкой подводной лодкой U-563 в конце октября 1941 года.
Итак, теперь понятно, что связывало запорожских казаков и Отто фон Бисмарка. Но где же тут кот?
Вот он, на фотографии внизу. Один из самых знаменитых котов в истории, Непотопляемый Сэм был пронесен неизвестным матросом на борт германского линкора «Бисмарк» в 1941 года. 27 мая того же года «Бисмарк» был потоплен британской эскадрой, причём из 2200 членов экипажа спаслись лишь 115 моряков и... правильно!
Промокший, голодный и злой как чёрт котяра чёрно-белой масти был подобран на борт моряками того самого английского судна «Казак», который к потоплению «Бисмарка" никакого отношения не имел и просто возвращался на базу. Не зная настоящего имени кота, английские моряки дали ему прозвище «Оскар» (по Международному своду сигналов поднятый флаг «О» («Оskar») означает «Человек за бортом»).
За свою бурную морскую карьёру кот пережил потопление трёх судов с собой на борту: упомянутого уже «Бисмарка», «Казака» и авианосца «Арк Ройял». После гибели последнего судна кот сменил имя (теперь его звали Непотопляемый Сэм) и сошёл на берег. Некоторое время Сэм жил в канцелярии генерал-губернатора Гибралтара, но вскоре был отправлен в Великобританию, где и встретил окончание войны в Белфасте.
На фото: миноносец Королевского флота Великобритании «Казак» и один из членов его экипажа - кот Оскар (он же - Непотопляемый Сэм).