В народе бытует мнение, что «яблоко от яблони не далеко падает», и что «две ягоды одного поля». Но я человек субъективный. Поэтому и здесь готов немного откорректировать мнение народа, который, увы, не всегда прав.
Допустим, для меня во всём были не тождественны таки вещи как «личность» и «творчество» той самой личности. Например, русскоязычный поэт Осип Мандельштам - еврей очень мерзкого характера в своих поступках к людям и т.д., физиогномически уродлив, как чёрт, католик по вероисповеданию, но для меня, как поэт, всё-таки, - гениален. Его строка «На Красной площади всего круглей Земля» и много ещё того, что затмевает все его недостатки и все к нему придирки, как к личности, для меня отпадают разом, пока не увижу вновь его фотопортрет или не натолкнусь на чьи-либо воспоминания о нём. Его творчество оказалось безгранично выше, чем он сам.
Или вот ещё пример, мерзкий (для меня) Никита Михалков в своей натужности аристократа и нелепой манерности снял однажды кино, которое останется навсегда - «Свой среди чужих, чужой среди своих». И таких примеров уйма. Таких «личностей» кнопкой «delete» не перестрелять, но сохранить опцией «save» предостаточно. Поэтому ягода - с двух полей - всегда разная, а яблоко от яблони иной раз так укатится, что родство никогда не докажешь.
С Владимиром Игоревичем Карпецом я познакомился давно на «творческих мастерских» русского поэта и переводчика Бориса Микушевича, которые он проводил при ИЖЛТ. Тогда Карпецу было 43 года, как мне сейчас. Внешне он был точь-в-точь такой же как сейчас - с большой бородой, только менее седой, и с таким же угрюмым и суровым лицом, разве что, без ярко выраженных морщин, как теперь. То есть моложе и всё такое.
Карпец не стал для меня исключением о том, что «творчество» и «личность» яко бы сообщающиеся сосуды. Такого рода примитивность всегда меня расстраивала. Поскольку, если это так, то как ничтожны сами люди, которые во всём тождественны сами себе. Насколько надо быть самовлюблённым, чтобы себя преподносить, как продукт собственных фантазий на манер «Эдички».
Карпец как мистик в своих книгах о Руси Мiровеевой и Карпец, скажем, как блогер, воспевающий идиотизм некого реконструктора по кличке «Стрелков», явно противоречат себе в самом корне метафизики и антропологии.
Другими словами, для меня есть и остаётся Карпец, пишущий книги - человек, который увлечён поиском в лесу белых грибов и ягод. И когда он понимает, что теперь он стал объектом, и что теперь сами грибы и ягоды стали искать его, а не в коем случае наоборот.
Вывод прост: мой список «личностей», что активирует кнопку «delete», прибавился ещё одной фамилией. Но, всё-таки, я - воспользуюсь опцией «save», чтобы сохранить ещё одно «творчество», которое этого заслуживает, поскольку достойно.
А напоследок немного сантиментов. Однажды в 1998 году, признав «творчество» Владимира Карпеца, я, будучи тоже человеком из того же творческого цеха, и в чём-то даже из того же теста, посвятил ему своё стихотворение «Камнегоровый Рай». Вот оно, то самое. И на этом, пожалуй, всё:
«…Горизонт коромыслом прогнулся.
Вёдра гор в сенях сини висят.
Ото сна лес листвою очнулся -
мир подушкою облак объят.
Щебетание птиц о пощаде
изменялось на гогот и речь.
Фотокарточка солнца в окладе
киноплёнкой покатится с плеч,
камнегорой вершиной Эльбруса,
возвращая зуд звёзд и луну,
и комарову вёрткость укуса,
и минутную муку уму.
А пока опрокинутый невод
осиян самобранкою льдин.
На реке, серебром отобедав,
птицы спорят - их говор един.
Веют ветры варяговой болью.
Плещет рыбою веры вода.
Дух ухабов струит по раздолью,
и блестят колесниц обода.
Камнегоровый рай цитадели
дверче душу дверей затворил -
окрестил в бочковёдрой купели,
троекратно отдав сумму сил:
бирюзы, сапфира, агата,
яшмы, хлеба, вина и сурьмы.
Допустив в эмпиреи пената,
он сказал: «ты теперь, как и мы,
одинок, но повенчан со всеми
небожителем - дар и закон,
в огнедышащей воздухопене
навсегда завершив - снов эон…»
Горизонт коромыслом прогнулся.
Вёдра гор в сенях сини висят.
Ото сна лес листвою очнулся…
и стоял Он стоглав и стопят…»
первоисточник
здесь Юрий Ев. ГОРСКИЙ