Немного о себе: диссертация, которую я защитил в начале 1999 года, называется
"Влияние религии на делинквентность". На её основе я написал книгу
"Судебное религиоведение". Прежде чем рассматривать проблему в криминологическом и криминалистическом планах, я обратил внимание на теоретико-правовую сторону, поскольку отдельные религии могут диктовать разные поведенческие нормы и, соответственно, разное отношение к той или иной правовой системе. Например, ислам практически совпадает с мусульманским правом и никак не может способствовать его нарушениям, зато вполне может мотивировать нарушение какого-нибудь Common Law.
Так вот, разобщённость религиозных сообществ и противоречия религиозных систем вредят не только религии как таковой (враги религии обязательно пользуются этим обстоятельством, чтобы выступить против источника конфликтов, а ищущих всегда смущает несовместимость авторитетных свидетельств и идеалов). Она вредит и самому обществу, поскольку оно нуждается в
самоконтроле своих членов. Если системы самоконтроля мешают друг другу, выходит хаос, в то время как эффективное управление заинтересовано во всех возможных формах благочестия. Иными словами, в нынешней ситуации всеобщих смешения и растерянности, необходимо мотивировать людей к моральному поведению всеми возможными способами. Лучше, чтобы человек воспринимал как истинные и буддийскую, и христианскую, и прочие мотивации - хоть какая-нибудь из них да сработает в тех или иных щекотливых обстоятельствах. А для этого никак нельзя, чтобы эти системы противоречили друг другу и боролись друг с другом. Поэтому
комплементаризм жизненно необходим.