Старинные новости в мире смыслов

Sep 25, 2024 10:09


Отвлечёмся хотя бы на минуту от безумных новостей, которые каждый день сообщают, что смысла в происходящем всё меньше.

В прошлом году я посвятил одно из занятий в Милане сравнению древних и новых списков предельных благ. Для многих современных западных философов само существование незападных традиций в области осмысления высших ценностей является сюрпризом. Данная ситуация сейчас кажется вполне обычной, но на самом деле она вопиющая. Это абсолютно ненормально, это какая-то дикая патология и патологическая дикость. Нормальная ситуация - это интенсивный диалог между различными традициями. Критерии и списки высших ценностей (final values), конечных целей (maqasid), счастий (fu) и польз человека (purushartha) должны обсуждаться в ходе обшей дискуссии. Пока эти традиции почти не знают друг о друге, мы не можем говорить о человечестве и общечеловеческой цивилизации как о состоявшемся явлении.

Между тем, немного углубляясь в другие традиции, открываешь для себя давно известные внутри них вещи. И это только благодаря кратким англоязычным обзорам. Страшно представить, что там происходит прямо сейчас на арабском, фарси, китайском, японском, корейском, хинди, тамильском и даже на санскрите.



В частности, я узнал, что и в мусульманском, и в индусском мире были шестые смыслы. (Удивительно, но повсюду на Востоке пентатоника господствует не только в музыке.
Впрочем, чуть ли не половина современных западных авторов также останавливается на пяти предельных благах.)

У мусульман в классическую пятёрку конечных целей входят жизнь, религия, семья, собственность и разум. Но в 13 веке маликитский законовед Шихаб ад-Дин аль-Карафи добавил к ним честь (ирд). Потом эту идею поддержали Таджуддин ас-Субки (14 в.) и Мухаммад аш-Шаукани (18-19 вв.). А то, что список конечных целей вообще открыт, высказал впервые не кто иной, как великий и ужасный Ибн Таймия. Так что сегодня идут активные дискуссии вокруг расширения этого списка. Мусульманские авторы, как и католические (тот же Джон Финнис), подходят к конечным целям прежде всего как к целям права. У меня был целый курс на эту тему в Юридической академии.

У индусов ко классической чатурварге (кама, артха, дхарма и мокша) ещё в древности Натьяшастра присовокупила славу (яшас). Но, оказывается, был и другой кандидат на пятый номер. В 15 веке последователи Чайтаньи заявили, что предание себя Богу (кевала-бхакти, или суддха-бхакти) не может являться средством к чему-либо, а само есть предельное благо, ради которого всё остальное.

Что там нового у китайцев, я пока не знаю. Но скорее всего тоже что-то есть - и в истории, и в современности.

И только в России всё как всегда. Тут список высших ценностей будет скорее сокращаться. А то развелось, понимаешь. Подбрасывают всякие.

телеософия, сравнительная этология

Previous post Next post
Up