Конец конца истории

Mar 18, 2021 10:04

Оптимистическое насчёт "убийц".



особенность ситуации в том, что Путин не может позволить себе "утереться", после того как его назвали убийцей
Почти два года назад я написал коротенькую заметку "Договороспособность как убийца всех историй" [там даже на картинке Путин с Байденом пророчески обнимаются]. Один из её подтекстов состоял в страхе, что вообще все - Америка, Россия, Китай - могут договориться, и тогда всё. Не будет больше мировой истории. Ведь мир замкнулся, запасных земель, куда можно сбежать или откуда можно ждать новой силы, не осталось. А изнутри подобные силы можно искоренять уже в намёке на зародыш или в зародыше намёка. То есть при объединении мировых "элит" можно погрузить человечество в тысячелетний сон, когда власть имущие могут наслаждаться абсолютным покоем и куражиться без каких-либо ограничений.

Но - о чудо - этого не случилось ни двадцать лет назад, ни теперь. Непонятно, что помешало. Идеологических различий нет, все прочие нестыковки легко преодолимы. Тут в голову приходит только мысль о благодатном американском высокомерии, помноженном на не менее благодатные дикость и подростковую непосредственность.

Известен антирелигиозный аргумент, согласно которому не будь религий - не было бы и войн. Или во всяком случае их было бы гораздо меньше и они были бы существенно меньших масштаба и жестокости. Нельзя исключить, что так и есть, лишь с поправкой, что речь идёт не только о религиях, но об идеологиях вообще, о мировоззрениях и основанных на них образах жизни, различия между которыми во всяком случае сильно обостряют все другие противоречия. Именно мировоззрения создают империи, нации, понятия о больших отечествах [в противоположность малым родинам], непримиримость к чужакам и проч.



тот, что справа, очень похож на Льва Толстого, не правда ли
Но вот сейчас мировоззренческих различий практически нет. Нет идеологической борьбы, и вообще нет иделогий, а есть только их обрывки и реликты. Это, в частности, значит, что масштабные войны невозможны. Никто на это не пойдёт, так как попросту не за что воевать. Невозможно представить, чтобы люди сегодня бежали в атаку, убивали друг друга и умирали с криками "за свободу" или "за президента". У этих лозунгов больше нет полноценного идеологического, мировоззренческого, экзистенциального содержания. Теперь возможны только какие-то очень локальные столковения по частным вопросам на удалённых территориях - с участием исключительно профессионалов в небольших количествах. Чуть увеличьте масштабы - и современные государства начнут рассыпаться на мельчайшие образования вплоть до соседских общин. Ко временной радости транснационалных корпораций. Так что, господа, можно успокоиться - третьей мировой не будет.

Но и мира с вековой кабалой, как выяснилось, тоже пока не ожидается. Быть может, это всего лишь инерция прошлого. Но пока она длится, у нас будет нечто, как теперь говорят, гибридное - мировойна, или войномир, то есть по сути соревнование стран и их союзов. Это значит, что мы можем краткий исторический миг насладиться всеми благами противостояния [с мобилизацией, меритократией, заигрыванием с массами и проч.] без риска чудовищных жертв и разрушений. "Ни мира, ни войны" - лучшее из всех возможных состояний мировой политики.



это всё придумал Троцкий в 18-м году

политическая философия, историческая этология, историософия

Previous post Next post
Up