Культура, созданная до внедрения паровоза и парохода, то есть до XIX века, это термоядерная бомба отложенного действия.
Click to view
Ombra mai fu - ария Ксеркса из “Ксеркса”, одной из 49 опер Генделя
Я уже писал о
чудовищных масштабах современного культурного производства. Но значительную часть его результатов можно с лёгким сердцем игнорировать. А что если современный человек, у которого и так ни на что нет времени, вдруг почует красоту старых произведений. Тогда он погиб. Там столько всего - и не просто чего-то, а настоящих шедевров, на которых можно зависать неделями, особенно неизбалованному нынешнему варвару - что понадобится несколько жизней целиком, чтобы только с этим познакомиться. Не будет возможности не только чем-то там заниматься, но даже интересоваться какими-то сегодняшними веяниями. Ни времени, ни интереса. “...тогда б не мог и мир существовать; никто б не стал заботиться о нуждах низкой жизни; все предались бы вольному искусству”.
Click to view
Alto Giove - ария Ациса из “Полифема”, одной из 37 опер Никола Порпора
(слыхали про такого композитора? а их там сотни)
Непонятно, какой фильтр можно подобрать, чтобы хоть как-то дозировать питьё этого океана. Тут не поможет даже Библия. Допустим, вы хотите познакомиться только с
музыкальными произведениями, которые основаны непосредственно на библейских сюжетах. На каждый из них приходится как минимум по несколько десятков опер разных композиторов. Да что там, на каждый из 150 псалмов тоже приходится по несколько десятков авторов, причём зачастую псалмы поделены на отдельные фрагменты, в том числе совершенно произвольно. Просто произведение охватывает кусочек с середины одного предложения до середины другого. Но это нельзя пропустить, потому что в одном из них совершенно случайно может оказаться ключ к вашей душе.
Click to view
Nisi Dominus - Cum Dederit, фрагмент одного из 226 произведений духовной музыки,
принадлежащих Вивальди (часть 126-го псалма)
То есть, опять-таки, человек пропал, его больше нет для семьи, работы, общества, государства и всякого прочего саморазвития. Он и сам ничего не создаст, потому что будет сознавать своё полное ничтожество и бессилие перед лицом исполинов прошлого. Это готовый зомби, которого со стороны никак не отличишь от алкоголика, наркомана, "сектанта", душевнобольного и проч. Кто-то должен был это остановить. Так что ещё спасибо надо сказать всем этим комиксам - за то что вытеснили прежнее наследие. Но оно никуда не делось и ждёт своего часа, чтобы нас поглотить. И лишь всякого рода "хранители" вкупе со "стражами" берегут нас, как в фильме The Cabin in the Woods (2011).
The Glasgow Looking Glass, первый в истории журнал комиксов, 1826 год