Благополучие и благодать

Jan 26, 2015 12:13


Есть конечные цели, или, что то же самое, высшие ценности, которые зовут мирскими. Такие цели в повседневной речи обозначают целым спектром слов от благополучия и благосостояния через преуспеяние и благоденствие к успеху и процветанию.

В состав этих целей обычно входят контроль (материальное благополучие или процветание), род (семейное) и здоровье. Очень часто к этой троице прибавляются социальная гармония (лад с окружающими) и удовольствие, которое в соединении с контролем даёт такую популярную цель, как комфорт. Если у вас есть достаток, семья и вы здоровы, но при этом соседи и коллеги о вас плохо отзываются или жизнь ваша не очень-то приятна, вас трудно назвать благополучным.

Свобода от зависимостей, самореализация и достоинство в этот состав не попадают. Можно сидеть на стимуляторах и антидепрессантах, заниматься нелюбимой работой и жить с нелюбимыми людьми, можно лебезить перед начальством и суетиться в бесчисленных страхах и надеждах, но при этом считаться благополучным или даже процветающим. В свою очередь и все традиции, построенные вокруг этих целей, а именно мировые религии буддизм, христианство и ислам, с некоторым пренебрежением, а порой и прямым презрением относятся к мирской сфере.

Где-то между мирскими и сверхмирскими целями застряло познание (удовлетворение любопытства). С одной стороны, излишне любопытствующих считают людьми непрактичными, не от мира сего. А с другой, они недостаточно почтительны к высокому и всё портят своим критическим интересом. Таким образом, учёные, эти современные аскеты, оказываются и без благополучия, и без благодати. Особенно, конечно, в России.

комплементаризм, сравнительная этология

Previous post Next post
Up