Было такое дело: Бергман поставил "Волшебную флейту" Моцарта. Ингмар Бергман. "Волшебную флейту".
Бергман следит за тем, чтобы Зигфрид Тамино правильно использовал тролль-флейту
Ведь это произведение и без того безумная смесь.
Во-первых, опера-буфф (зингшпиль) и музыка Моцарта, в которой, при всей её красоте и лёгкости, всё равно слышатся немецкие марши, даже в самых лирических частях (не в этом ли парадоксе её волшебный секрет).
Во-вторых, опять-таки, низкий развлекательный жанр и прозрачные намёки на глубокий смысл. Принято считать, что Моцарт то ли высмеял и воспел масонскую обрядность, то ли одно из двух. И при этом во главе братства стоит Заратуштра (Sarastro). Казалось бы, Зороастр и масоны -
что может быть общего.
А тут ещё Бергман. Во-первых, масса крупных планов, начиная с лиц зрителей, особенно одной совсем юной брунхильды. Во-вторых, для пущего психологизма похитивший героиню Зарастро сделан её отцом (напомню, что в своей знаменитой арии Царица ночи требует у, теперь получается, их общей дочери его убить). В-третьих, немецкий язык, который критичен для восприятия этой оперы, заменён на шведский. Плюс ещё дюжина мелких изменений в сторону бергманизации, так что даже Папагено с Папагеной перестают выглядеть комическими персонажами. Из-за всего этого временами накатывает ощущение, будто смотришь "Осеннюю сонату", "Сцены из супружеской жизни" или что-нибудь в этом духе.
То есть микс получается абсолютно сумасшедший, покруче сала с шоколадом. Два гения, стили которых кажутся совершенно перпендикулярными друг другу.
Вообще удивительно, что эту оперу, как и множество других, не экранизируют сейчас с многочисленными спецэффектами, эротическими сценами, драками, компьютерной графикой и проч. У Бергмана ничего этого нет, но ему и не нужно. Он даже все важные для масонских подтекстов египетские детали исключил, оставив нарочитый театральный минимализм. Зато есть прекрасные голоса и, конечно же, музыка. Надо сказать, что в порядке музыкального ликбеза перед этим я посмотрел "Паяцы" в постановке Дзеффирелли (1982). Это, как и некоторые другие музыкальные, литературные и живописные впечатления, не позволяет отделаться от мысли, что романтизм по сравнению с классикой явный регресс. У Моцарта, в отличие от Леонкавалло, что ни ария, то запоминающаяся мелодия (eins, zwei, marsch!).
Так что считайте это моим подарком на текущие праздники.