О научном мировоззрении

Jan 21, 2007 20:34

Мировоззрение - это система обобщающих взглядов, которая является источником критериев нашего поведения во всех случаях жизни: личной и общественной, мирной и военной, будничной и праздничной, половой и трудовой. Если какие-то взгляды являются обобщениями, но не служат источником критериев практического поведения, не применяются в практической жизни, их нельзя назвать мировоззрением.

Наука не имеет определения, однозначно разделяемого всеми учеными. Я когда-то определил науку как исследование на том предельном уровне критичности, какой только доступен человечеству на данный момент его развития. Однако это определение или подобное ему гораздо менее популярно, нежели отождествление науки с парадигмой математического естествознания. Индуктивные умозаключения на основе экспериментов по законам Бэкона-Милля, воспроизводимость, математическое превращение индукции в дедукцию - вот примерные признаки науки в таком ее понимании.

Что же такое в этом случае научное мировоззрение?Это применение методов математического естествознания ко всем сколько-нибудь значимым сферам жизни. Календарь, личная гигиена, семейная жизнь, форма правления, режим дня, одежда, питание, сон, погребение умерших и проч. и проч. - все эти вещи должны строиться не на чём-нибудь другом, но исключительно на выводах математического естествознания. Выбирать работу не по склонности, а согласно соответствующим вычислениям: какой именно профиль работы максимально соответствует психофизическому профилю данного индивида. Выбирать супруга не по зыбкой симпатии, а согласно соответствующим вычислениям. Должна быть выведена научная мораль: решать, что нравственно, а что нет, что допустимо, а что запретно по отношению к другим людям, необходимо не на основе древних мифов, а также на основе строгих вычислений. И т.д. и т.п. Я об этом уже писал. Проекты научной организации семьи, общества и государства неоднократно выдвигались утопистами, которые были сторонниками научного мировоззрения. Именно отсюда выросли научный социализм и научный коммунизм.

Но есть ещё один крайне важный вопрос, который также не может быть обойдён наукой. Напротив, с него надо начинать. Коль уж мы строим все свои решения, даже самые частные и мимолётные, на основе науки, то и решение о своём мировоззрении мы должны принимать так же. Само строительство мировоззрения должно быть делом науки, даже прежде всех прочих дел. Необходима наука о мировоззрении, о том, как и зачем его строить, как оно работает и какова его возможная эффективность. Я уже писал, что мировоззрение может являться непосредственной производительной силой, источником благополучия и даже своего рода оружием. Поэтому далеко не случайно возникли проекты научной идеологии, а также такие направления, как научный атеизм, научный реализм и научный материализм.

Если мы подойдём к мировоззрению научно, рассмотрим, из каких необходимых элементов оно состоит, какие элементы за что отвечают и к каким последствиям ведут, то сможем вывести максимально эффективное мировоззрение - мировоззрение, которое даёт индивидам и их сообществам преимущество над индивидами и сообществами, разделяющими другие мировоззрения, построенные ненаучно. Хотя когда мы пытаемся определить, что именно с нашей точки зрения является преимуществом, мы сталкиваемся с материей, которая сама по себе есть конечная основа всякого мировоззрения и едва ли поддаётся сознательному конструированию. Для одних истинным преимуществом будет максимальная гармония с окружающей природой, и тогда научным мировоззрением будет какой-нибудь вариант древнего язычества: синтез архаичных верований и естественнонаучного подхода, или хотя бы его имитации, весьма распространён среди современных сект New Age. Для других истинное преимущество - это максимальная безболезненность существования, а мировоззрением, которое изначально и всецело посвящено решению этой задачи, является буддизм. Попытки обосновать научность буддизма также не единичны. Всякое мировоззрение связано с какой-то уникальной задачей, а сам выбор предпочтительной задачи - это не предмет свободного решения на основе вычислений, а результат таинственной работы сердца.

Есть, однако, один критерий, который наиболее органичен для научного подхода (напомню, что речь идёт об определённом понимании науки). А именно продуцирование самой науки, рождение математического естествознания, его бурный расцвет, массовое использование и т.п. Мировоззренческой средой, породившей математическое естествознание и сделавшей его столь востребованным, является христианство. Более того, христианство даёт индивидам и их сообществам и другие преимущества, измеримые, в отличие, скажем, от безболезненности, естественнонаучными методами: материальный и военно-политический успех. Статистика вот уже более ста лет показывает, что среди успешных предпринимателей преобладают христиане. Ну, а власть христианских народов над остальным миром уже давно стала источником многочисленных обвинений в их адрес. Таким образом, идеалом научного мировоззрения является христианство.

PS. Лиц, не понимающих иронии, прошу воздержаться от комментариев к данному очерку.

атеизм, конструктивная этология

Previous post Next post
Up