Mar 05, 2013 11:01
Можно ли считать философом того, кто не в состоянии читать тексты по аналитической философии музыки? А, добрые люди? (Даже не будем добавлять, что тексты могут быть, к примеру, на немецком и разбирать древнекитайские музыкально-астрономические теории.)
софиократия
Leave a comment
Reply
Reply
Когда-то давно я захотел написать один философский трактат, но успел придумать только эпиграф: "Трудно искать сову Минервы в сумерках, особенно если её там нет" (из несостоявшейся переписки Конфуция с Гегелем).
Reply
Нужно разделить такие тексты на две части.
Первая - собственно философская, вторая - "предметная" (это "...чего-то" в "философии чего-то", например, музыки).
Не грех, если описание предмета, его изучение, приложение метода аналитической философии останутся непонятыми. Главное - чтобы была понятна концепция :)
Reply
есть 2 сомнения:
1) всегда ли можно отделить понимание концепции от понимания предметной части?
2) не должен ли философ до опред. уровня знать все сферы, так чтобы понимать их философию? не до глубин, высот и мельчайших деталей, кот. всегда можно уточнить в справочниках или у специалистов, но хотя бы в общих чертах
Reply
Архитекторы тоже думают об этом. В одной беседе с архитектором спросил: до какой степени детализации архитектор (даже не главный инженер проекта) должен продумывать вписывание здания в среду, инженерные сети, отделку, материалы и т.п.? - Ответ: Витрувий говорил, что архитектор должен знать ВСЁ. Но ясно, что знание наращивается и диверсифицируется (как и аппарат для работы со знанием, то есть его производные).
Думаю, так: ответы на эти вопросы конвенциональны и определяются теми границами, которые сам философ определяет себе в данный момент. И философия в его лице регулярно (итеративно) переопределяет свои границы, как живой организм, отделяющий себя от среды по Вареле-Матуране-Луману.
Reply
1) понимание концепции и понимание предмета можно разделить не всегда, а следовательно, в ряде случае не понимающий предмет не будет понимать саму концепцию, т.е. он не будет понимать философию; отсюда следует, что он если и философ, то ущербный;
2) философ всегда работает с предельными обобщениями, и если какие-то области ему незнакомы (до уровня понимания соотв. раздела философии), значит его обобщения будут ущербны; в этом случае он "специалист" в какой-то области философии, но, опять-таки, если и философ, то ущербный
Reply
2) По этой же самой причине незанкомая область должна быть заново выстроена в ЕГО концепции, отброшена как не значимая для нее (концепции) либо освоена ЕГО собственным методом, языком, систематикой. Это и будет, кстати, доказательством работоспособности концепции
Reply
2) вот именно! отсюда вывод: настоящий философ должен постоянно заполнять пробелы в своём образовании и осваивать всё новые сферы; при этом должен быть некий минимальный набор таких сфер, считающийся строго необходимым (он, конечно, может меняться со временем); и вот музыка туда должна входить, наряду с правом, экономикой, драматургией, техникой, естественными науками, когнитивными науками и т.п.
Reply
Leave a comment