Политический постмодерн

Mar 04, 2013 11:38

Древнейший способ сдерживать предательство - это религия. Одна трудность: при всех тонкоразработанных процедурах невозможно залезть в душу человеку и наверняка понять, во что он там верит. В решающий, а для кого-то в последний, момент всё может оказаться не так, как предполагалось.
С 6 века до нашей эры появилось ещё два способа, касающихся главного средоточия предательств: выборы и разделение властей. Вместе они образуют то, что сегодня величают демократией и что превратилось в своего рода религию современности. Во всяком случае за неё много убивают. Несовершенства этих инструментов очевидны, но, как говаривал один много убивший за демократию, ничего лучше не придумано.
Развитие техники породило новый способ - возможность наблюдения всех за всеми в самые неожиданные моменты. Тоже способ не со стопроцентным эффектом, но всё-таки.
А в 1860 году бельгиец Поль Эмиль де Пюйдт, развивая идеи своего соотечественника Густава де Молинари, придумалпанархию, своего рода "Юрьев день" для всех, кого не устраивают ни религия, ни демократия, ни вуайеризм. Но до сих пор панархия была утопией. Теперь же, когда этот идеал соединяется с индустрией частных аналогов для государственных институтов, найден реалистичный путь к его осуществлению. Панархия есть нечто посильнее демократии, это своего рода сверхдемократия. Впрочем, нет никакой необходимости в противопоставлении: пусть демократия и все прочие устройства докажут свою эффективность в свободной панархической конкуренции.
Панархия - политический идеал для новой ситуации. Привычные политические дилеммы устарели. Когда-то, например, было актуально противопоставление республики и монархии, и вся политика определялась борьбой монархистов и республиканцев. И где теперь вся эта борьба? Кого она интересует? Ровно то же самое происходит с борьбой коммунистов и капиталистов, авторитаристов и демократов, либералов и тоталитаристов. Всё это уже теперь кажется фальшивым, а на фоне панархии выглядит уже свершившимся анахронизмом. И главное, новая система вовсе не отрицает ничего из вышеперечисленного, ведь это было бы всё тем же противопоставлением, будто они на равных. Нет, она, выражаясь гегелевским языком, "снимает" их, вбирая в свою систему и отводя каждому своё место.
Борьба теперь будет между панархистами и новыми крепостниками, которые будут пытаться сохранить закрепление определённых территорий с их населением за определёнными государственными устройствами.
Да и вообще в конечном итоге политика как самостоятельная сфера должна прекратить существование. Как религия превратилась в частное дело, так и политика станет бизнесом. По аналогии с "супермаркетом религий" возникнет супермаркет правительств, законодательств, судебных и полицейских систем и так далее.
Даже возникнет политический таймпанк. Как сегодня на рынок выводят пиво по древнеегипетским и вавилонским рецептам, так и в политическом супермаркете окажутся отреставрированные образцы древних политических устройств. Хотите законы Хаммурапи? Пожалуйста. Законы Ману? С нашим удовольствием. То же и с утопическими проектами. Мечтаете жить в "Государстве" Платона? Сколько угодно. В "добродетельном городе" аль-Фараби? Милости просим. "Город Солнца", "Икария" , "государства и империи Луны" - любой каприз за ваши деньги.

политическая философия, народная государственность

Previous post Next post
Up