Взгляды Бентама на образование и просвещение изложены в его книге «Хрестоматия» (1816)
На русский язык эта книга не переводилась. Английский текст можно найти здесь:
https://babel.hathitrust.org/cgi/pt?id=mdp.39015062742583&seq=9 "Хрестоматия" - книга умная, но невыносимо скучная и читается ужасно трудно: во-первых, потому что она написана в форме отрывочных комментариев к справочным таблицам; во-вторых, потому что изложение построено чисто дедуктивно: от общих категорий - к частным, конкретных примеров мало; в-третьих, запутанный синтаксис автора - со множеством вводных слов и конструкций, попутных замечаний, неуклюжих неологизмов и т. д. - делает чтение этой книги трудным даже для самых терпеливых читателей. Две трети книги составляет приложение, в котором дана детальная, но к настоящему времени устаревшая классификация наук и учебных предметов.
"Хрестоматия" (1816) была написана для обоснования учебного плана новой частной школы ("Сhrestomathic school"), которую Бентам и его друзья собирались открыть. Уже были собраны необходимые средства и Бентам отвёл участок под строительную площадку в саду своего дома в центре Лондона, но из-за упрямства "отшельника из Queen's Square Place", который не желал поступиться никакими деталями учебного плана, открыть новую школу так и не удалось. В основе преподавания в этой школе должна была лежать методика Джозефа Ланкастера (1778-1838) и Эндрю Белла (1753-1832).
"Система наставничества" (monitorial system), разработанная Джозефом Ланкастером (Joseph Lancaster), заключалась в том, что учитель сосредоточивал своё внимание на обучении только самых сильных учеников в классе - "наставников" (monitors), а те, в свою очередь, обучали более слабых сверстников и учеников младших классов. "Система наставничества" была особенно эффективной в школах для бедных учеников: эти школы не имели достаточных средств для найма необходимого числа учителей. "Наставники" (monitors) отвечали не только за обучение, но и за дисциплину в классе, с юных лет развивая в себе чувство ответственности за порученное дело, навыки руководства и взаимопомощи. В 1818-м году было создано Общество содействия британским и зарубежным школам (British and Foreign School Society), которое помогало распространению этой системы по всему миру.
Предлагаемая Бентамом программа была явно перегружена материалом, потому что Бентам хотел, чтобы каждый ученик нашёл в школьной программе что-то интересное. Чем больше разнообразных предметов включены в школьную программу, тем больше вероятность, что ученик найдёт в ней что-то интересное именно для него, - пишет Бентам. Однако религия, история, литература и искусство, как, впрочем, и физкультура, были полностью исключены из учебного плана (предполагалось, что этими предметами школьники будут заниматься самостоятельно во внеурочное время). Предвидя недовольство церковников исключением религии из учебной программы, Бентам оправдывался тем, что в его школе ученики будут проводить только 6 часов в сутки из 24, и у них будет достаточно времени для изучения Закона Божьего за пределами школы.
Большинство теоретиков в области образования начинают свои книги с вопросов чему учиться и как учиться. Бентам начинает с вопроса зачем учиться. По мнению Бентама, люди должны учиться, чтобы приобрести уважение в глазах окружающих, не страдать от безделья и лени и быть вхожими в приличное общество (good company). Многие родители, - говорил Бентам, - отправляют своих детей в школу не с целью дать им знания, а с целью их чем-нибудь занять, чтобы они не хулиганили и не томились от безделья.
Выбирая учебные предметы, Бентам исходил из их практической полезности для будущей работы, развития интеллекта и душевного равновесия (internal tranquillity).
Я думаю, что теоретически - можно обосновать полезность любого знания; изучение абстрактной живописи, например, привело к созданию системы дорожных знаков и всем понятных указателей; проводились также эксперименты по раскраске художниками-абстракционистами военных кораблей, благодаря чему размытые очертания этих кораблей на дальнем расстоянии создавали для противника трудности с их обнаружением и идентификацией.
В школе Бентама в первую очередь должны были изучаться самые полезные предметы (например, математика, физика и химия), а в последнюю - менее полезные (например, латинский язык). Методика преподавания и порядок изучения предметов, по мнению Бентама, зависели от их практической полезности и трудности предмета. Изучение литературы, истории, чтение биографий выдающихся людей и т. д. должно было осуществляться во внеурочное время и в течение всей жизни после окончания школы.
Тут и там в книге разбросаны интересные и спорные мысли, например: "обычно, самые полезные предметы - самые лёгкие для изучения", "интерес юношества вызывает в первую очередь что-то новое и необычное" и т. п., однако, в целом, "Хрестоматия" может быть интересна только для специалиста по истории образования, а не для обычного современного читателя.
Что касается школьной организации и администрации, то Бентам планировал осуществить в своей школе идею "паноптикума". Рanopticon - это круглое здание тюрьмы с помещением для охраны и надсмотрщиков в центре и с клетками вдоль стен, так что, оставаясь невидимыми для обитателей клеток, охранники могут держать их всех под наблюдением. Можно себе представить, какой вой среди интеллигентов, озабоченных правами убийц и насильников, вызвал этот проект! Особенно потому, что он казался Бентаму полезным и для школьного здания (!) Но критики этого проекта обычно выбрасывают вместе с водой и ребёнка: ведь при системе взаимообучения такое здание обеспечивало максимальный контроль со стороны учителей и администрации за тем, что происходит в классах, где старшеклассники должны были обучать младших школьников. Телекамер в каждом помещении тогда ещё не было, а контроль был необходим: при отсутствии жёсткого контроля, подростки способны на любую мерзость... Демократия хороша не в школе, а в университете, где вы имеете дело со взрослыми и образованными людьми...
"Бентам предлагает заменить воспитание свободного духа и энергии свободного человека механической солдатской дисциплиной и монашеским аскетизмом!" - возмущались критики. Бентам отвечал вопросом на вопрос: "Будет ли счастье увеличено или уменьшено в результате такой дисциплины?.. Вы можете называть моих учеников "монахами" или "машинами", но если это счастливые "монахи" и "машины", то мне всё равно, как вы их называете!"
Об этом можно прочитать в статье: Hans, N. "Bentham and utilitarians". В кн.: Pioneers of English Education". London, 1952.
Бентам всегда настаивал на активном вмешательстве государства в сферу образования и на необходимости обязательного обучения детей из низших классов общества: чем меньше безответственные родители заботятся о своих детях, - писал Бентам, - тем больше необходимо вмешательство государства в процесс воспитания и образования этих детей.
Идеи Бентама в области образования получили радикальнейшее воплощение в Советском Союзе, через сто лет после смерти автора. Советская школа сталинских времён - со строжайшей полувоенной дисциплиной и тотальным контролем за каждым учащимся; с обширным учебным планом, в котором основной упор делался на естественные науки и практически полезные предметы; с жёсткой программой, единой для всех школ в любой точке страны; со строгим контролем за просвещением со стороны государства - была реальным воплощением того, о чём Бентам мог только мечтать. Советские школы, правда, не строились в виде "паноптикумов", но по этой модели строились некоторые сталинские лагеря для политзаключённых, в которых "счастливые" узники прославляли своих "мудрых" надзирателей. Впрочем, было бы глупо обвинять Бентама в грехах советских коммунистов: он ведь не предлагал распространить строгие методы воспитания неразумных подростков на всё взрослое население страны... Конечной целью образования является Счастье, - писал он...