Генри Филдинг (1707-1754)
Я прочитал только один роман Генри Филдинга (Henry Fielding, 1707-1754) - "История Тома Джонса, найдёныша" (The History of Tom Jones, the Founding)
Русский перевод: Фильдинг. "История Тома Джонса, найдёныша". М., 1973,
но "великий роман" "гениального сатирика" мне совсем не понравился. Видимо, потому, что мне не понравился его автор - распутник и пьяница, который "познавал жизнь" в лондонских пивных и домах терпимости; не добрый юморист, а злой сатирик, который постоянно рисуется перед читателем, хвастается своими талантами, унижает и оскорбляет не менее талантливых соперников и конкурентов; мот и кутила, не стесняющийся жить на средства жены и любовницы и выпрашивающий подачки у могущественных покровителей... - таким представляется мне автор после прочтения его лучшего произведения. И даже после знакомства с интересной книгой, написанной Пэтом Роджерсом
Роджерс. "Генри Филдинг. Биография". М., 1984,
я не изменил своего мнения об авторе "Найдёныша".
Подобно всем писателям, жившим до XIX века, будущий сочинитель не прочёл в школьные годы ничего из отечественной литературы (школьники тогда читали, в основном, книги древних греков и римлян). "Сейчас мы отказались от этого обычая, но почему-то это не прибавило нам талантов", - иронически замечает Роджерс. Первые уроки жизни Филдинг получал в обществе одарённых, самоуверенных юношей из богатых семей (отец самого Филдинга был генералом, а родственники со стороны матери были состоятельными юристами)… В 1727-м году пьесы Филдинга уже ставили в Лондоне в Королевском театре "Друри-Лэйн" - неплохое начало для двадцатилетнего автора! А в 1730-ые годы он выдавал по 3-4 пьесы в год.
В Лондоне было несколько театров, хотя на актёров по-прежнему смотрели как на бродяг, ведущих на своём пути к гибели беспорядочный образ жизни (взгляд, в чём-то верный и в наши дни...) То же можно сказать и о молодом драматурге. "Когда у него заводились десятка два фунтов, он легко с ними расставался и никогда не задумывался о завтрашнем дне"... В 1734-м году он женился. У него был беспечный характер, он много пил, имел ненадёжную профессию и жил не по средствам. Но его Шарлотта не испугалась трудностей и смогла обеспечить мужу покой, по крайней мере - в семейной жизни. Одушевляющей силой его пьес была злободневная политическая сатира, и у него было много влиятельных друзей и покровителей из стана оппозиции могущественному тогда премьер-министру Роберту Уолполу (Robert Walpole).
Первый роман Филдинга один из влиятельных тогда критиков назвал "отвратительным кривлянием". В 1740-е годы, несмотря на успехи Дефо, Свифта и Ричардсона, романы были ещё в новинку и считались низким жанром (малоизвестные авторы романов получали в среднем 4-5 фунтов за книгу, а поэты и драматурги - в десять раз больше).
В 1748-м году вышел из печати " Том Джонс" Филдинга, и завоевал огромную популярность среди читающей публики (всего за девять месяцев вышло четыре издания этой книги общим тиражом 10 тысяч экземпляров; издатель, купивший у Филдинга авторские права на эту книгу за 600 фунтов наличными, получил огромную прибыль). Следующий роман Филдинга ("Амелия") никакого успеха не имел. "Даже главное в его даровании - площадной юмор - покидает его", - пишет об авторе Самюэль Ричардсон.
Заметим: главное в его даровании - площадной юмор…Возможно, в этом и кроется основная причина, почему "Найдёныш" мне не понравился.
В "Томе Джонсе" критики отмечали все прославившие Филдинга качества: "бьющий через край юмор, вкус и жизнелюбие, душевную щедрость и тонкую наблюдательность". Однако уже современники (например, Самюэль Джонсон) осуждали автора за то, что он изобразил в привлекательном виде сомнительных в моральном отношении героев.
Где они там нашли "душевную щедрость" - понятия не имею. А "бьющий через край" балаганный юмор Филдинга, его весьма сомнительный вкус (если под вкусом понимать чувство меры) и явное презрение к читателю, который посмел усомниться в гениальности автора, - всё это мне было неприятно.
Исследуйте своё сердце, любезный читатель, - пишет Филдинг, - и скажите, согласны вы со мной или нет… Если нет, то смею вас уверить, что вы уже сейчас прочли больше, чем можете понять..." А вот пример его "душевной щедрости и тонкой наблюдательности": "муж и жена часто отказываются от покоя, которым могли бы наслаждаться в браке, как бы ни были они ненавистны друг другу... На жену часто находят припадки любви и ревности, и она даже отказывает себе во всех удовольствиях, лишь бы разрушить и расстроить удовольствия мужа"... Отсюда "обильные слёзы, проливаемые вдовой над прахом мужа, которого теперь ей нельзя будет мучить"...
В одной из своих вступительных глав к каждой части книги (изобретение, которое ему часто ставят в заслугу) Филдинг говорит, что он не замечал свободомыслия в людях низкого происхождения - весьма оскорбительное для обычных людей суждение! Вообще, эти его вступительные главы, в которых автор часто рисуется перед неискушённым читателем, не только без всякой необходимости увеличивают объём книги на четверть, но и раздражают рядового читателя, которому нет дела до литературоведческих предпочтений автора. Не исключено, что эти вступительные главы имели бы хоть какой-то смысл при уважительном отношении к обычному читателю, у которого не было возможности поучиться в одной из самых престижных английских школ (в Итоне), или если бы они были наполнены добрым юмором, а не злой бранью...
Несмотря на такое вот личностное неприятие автора, я сделал из этой книги немало выписок. Вот некоторые из них:
«История Тома Джонса, найдёныша» (1748)
Люди действительно образованные и обладающие обширными познаниями всегда бывают снисходительны к невежеству других.
Есть род знаний, которых не в состоянии доставить никакое образование, а может дать только общение с живыми людьми. Они в такой мере необходимы для понимания человеческих характеров, что самыми глубокими невеждами в этом отношении являются учёные педанты, всю свою жизнь проведшие над книгами. Как бы тонко человеческая природа ни была изображена писателями, практические сведения о людях мы можем вынести только из общения с ними.
Многие женщины, которые визжат при виде мыши, способны отравить мужа или довести его до того, что он сам отравится.
Люди склонны относиться с почтением к тому, чего они не понимают.
Мы должны держаться в границах не только возможного, но и вероятного, изображая возвышенные добродетели и благородство сердца. Низостям и глупости, как бы ни были они чудовищны, поверят скорее.
Как бы ни был человек честен, а отчёт о собственном поведении невольно окажется у него благоприятным. Факты могут быть одни и те же, но побудительные причины, обстановка и следствия настолько различны, когда кто-нибудь сам рассказывает свою историю, и когда её рассказывает недоброжелатель, что мы едва соглашаемся признать, что в обоих случаях речь идёт об одном и том же человеке.
Нет такого благородного и бескорыстного поступка, который не был бы ошибочно понят невежеством и дурно истолкован злобой.
В Лондоне вы пользуетесь преимуществами пустыни, не испытывая её неудобств.
Гораздо полезнее уметь предсказывать поступки людей на основании их характера, чем судить об их характерах на основании их поступков.
Доброта и откровенный характер не ведут к преуспеянию в свете. Недостаточно, чтобы ваши намерения и поступки были сами по себе благородны, нужно ещё позаботиться, чтобы они и казались такими. Как бы ни была прекрасна ваша внутренняя сущность, вы всегда должны сохранять приличную внешность.
Каждую книгу следует читать в том же умонастроении, в каком она была написана.
Он не всегда поступал справедливо, но поступая несправедливо, он всегда это чувствовал.
Философы состоят из такой же плоти и крови, как и обычные люди. Хотя философы мыслят гораздо лучше простых людей, поступают они совершенно так же, как и остальные люди.
Скольких храбрых, мудрых, остроумных и образованных людей женщины сделали своими жалкими рабами!
Ничего не покупай по слишком дорогой цене...
Жизнь похожа на театр тем, что в ней часто один и тот же человек играет то злодея, то героя.
Мудрый обычай греков и римлян: в некоторые праздники и торжественные дни давать рабам полную свободу безнаказанно говорить что угодно об их господах.
Никогда неудача не бывает так огорчительна, как на пороге успеха.
Я много читал и долго размышлял на тему о счастье и почти убеждён, что оно заключается в жизнерадостном темпераменте.
Сочинение выигрывает, если автор имеет некоторые познания в предмете, о котором он пишет. :-)
Часто бывает выгоднее примириться с последствиями промаха, чем пытаться его исправить.
Никто не жалуется на мошенничество в делах громче, чем разбойники с большой дороги.
Люди часто принимают доброту за слабость.
Люди чрезмерно бурного темперамента легко меняют свой образ мысли.
Нечестность я могу простить. Неблагодарность - никогда!
***