Прежде чем думать, чему учить и как учить, надо подумать, зачем учить. В прошлые времена ответ на этот вопрос был ясен: чтобы мальчики могли освоить современное промышленное оборудование на гражданке и современное вооружение в армии. С девочками - сложнее. Самое полезное применение их способностям - воспитание детей и медицина.
Статьи на темы школьного образования часто сводятся к вопросу Как? Как заставить учиться тех школьников, которые не хотят учиться? Как научить тех, которые не могут? и т. д. Но прежде чем отвечать на вопрос Как?, надо ответить на вопрос Зачем? Зачем государство вообще тратит огромные деньги на всеобщее школьное образование?
Массовое детское образование было связано с массовым привлечением родителей к работе вне дома. Другими словами, родители отправляли своих детей в школу не столько для того, чтобы дети там чему-то научились, сколько для того, чтобы дети были под присмотром, пока родители на работе.
Сегодня - основной задачей общеобразовательной школы в развитых странах (включая Россию) стала, по сути дела, подготовка выпускников к поступлению в вуз. Зачем?! Потребность экономики в специалистах с высшим образованием не превышает 25% от всех выпускников школы. В США, например, 43% выпускников университетов занимаются работой, которая не требует высшего образования. В России, я думаю, этот процент не меньше.
Никакого вреда в том, что дети познакомятся на элементарном уровне и в минимальном объёме с основами всех наук, конечно, нет. Но подготовить всех желающих к поступлению в университет - такую задачу перед общеобразовательной школой ставить нельзя. Такая подготовка должна осуществляться в спецшколах или на подготовительных курсах при университетах (в каждом случае - со своей спецификой). А общеобразовательная школа должна давать человеку общее образование. Зачем? Чтобы дать выпускнику возможность более или менее осознанно выбрать профессию и помочь ему хоть как-то организовать в голове тот информационный хаос, в котором ему придётся жить.