Листая "Отечественные записки", том 121 (1858)

Jul 11, 2024 17:15


Ссылки на 121-й том в Викитеке нет, но её можно найти в каталоге РНБ:

https://vivaldi.nlr.ru/pm000022054/view/#page=5

Ахшарумов Николай Дмитриевич [1820-1893] "Игрок"

Многие из тех, кто во всю свою жизнь не обращал внимания на шахматную игру, спросят, конечно: "Какой человеческий интерес может быть соединён с этой китайской забавою?" И улыбнутся при этом, вспомнив серьёзную мину кого-нибудь из своих знакомых, сидящего за шахматным столом и думающего минут десять над одним ходом; вспомнят его погасшую сигару и простывший стакан чаю; и то непонятное терпение, с которым он ломал себе голову над маленькими деревянными куколками, более похожими на детскую игрушку, чем на предмет, достойный внимания взрослого человека.

Прожив легко на белом свете лет тридцать с лишком, и смолоду не имея привычки добиваться упорным трудом до какой-нибудь отдалённой цели, он [Миллер] смотрел со страхом и отвращением на всякое предприятие, в котором необходимо было пожертвовать несколько лет, чтобы дойти до какого-нибудь ощутительного результата. То ли дело игра! Да ещё какая игра! Не слепая лотерея случайной удачи, а дело глубоко продуманного расчёта, в котором всё, от самого начала и до самого конца, зависит от тебя самого и не имеет никаких посторонних условий.

Он мало имел права рассчитывать на любовь и верность своей молодой жены, которую он так часто покидал на жертву скуке.

Двадцать минут были назначены крайним сроком на обдумывание каждого хода.



Чёрная королева, как женщина, в порыве оскорблённого самолюбия увлекаемая мстительными наклонностями своего сердца, смотрела с предубеждением на тот расчёт, который удалял её от непосредственного участия в победе, и указанный ею ход королём был далеко не так страшен, как могло показаться... [!]

В один час он потерял всё, что дорого и мило человеку: уважение к себе, средства к жизни и веру в семейное счастье.

Ты - женщина, и потому судишь обо всех вещах только в случайном их отношении к сфере твоей личной жизни.

Ничто не гнало его сзади и ничто не манило впереди. Но движение и шум были ему необходимы, чтобы развеять хоть немного тоску, его угнетавшую.

В наше время женщины так одеваются, что по платью не отличишь графиню от обыкновенной швеи.

Начал читать, и страниц 50 прочитал не без интереса. И даже мистические эпизоды могли иметь разумное объяснение (в первом случае - опиум, во втором - пять стаканов вина). Но дальше началась уже совершенная мистика - и я потерял к этой повести интерес.

**

Путешествие Ливингстона по Африке (5, 6)

Livingstone's Missionary Travels in South Africa. London, 1857

*

Костомаров Н. И. [Николай Иванович Костомаров, 1817-1885 ] "Бунт Стеньки Разина" (1, 2)

*

Библиографические отрывки: "Первые иноземные путешественники по России"

На аукционе в Амстердаме в собственность русской Публичной Библиотеки было приобретено первое издание путешествия раввина Вениамина Тудельского (Константинополь, 1543). Вениамин из Туделы, другой раввин - Петахъя из Регенсбурга и знаменитый венецианский путешественник Марко Поло [1254-1324] первыми сообщили Западу сведения о восточных странах, в том числе - о России [которой тогда не было: будущее русское государство тогда только-только зарождалось]. Первым из них был Вениамин Тудельский, книга которого, пусть и обезображенная ужасным переводом, привлекла внимание Вольтера и Гиббона. Известия Вениамина об Индии, Китае и других восточных странах, в которых он сам не бывал, заключают в себе много вымысла, почерпнутого им из арабских источников, но то, что он видел своими глазами [во время своих путешествий в 1160-1173 гг.], носит на себе печать истины [хотя названия славянских городов искажены переводчиками порою до неузнаваемости]. Впрочем, путешествие Вениамина не имело целью расширить географические знания, но только собрать сведения о положении его одноплеменников, рассеянных по всему миру. В каждом из посещённых им городов он поимённо называет богатейших и учёнейших евреев и сверх того сообщает общее число евреев в каждой местности. Эти числовые данные приводятся Вениамином от Испании до Персии, но их нет в рассказах об Индии, Китае и России. Русь есть обширное царство, - пишет Вениамин, - простирающееся от ворот Праги до Пиива [Киева?] - большого города, находящегося на крайнем пределе этой страны. Зимою никто не переступает там порога дома, по причине страшного холода.

Петахъя из Регенсбурга в 1170-1180 гг. проехал на своём пути в Азию от Праги до Киева через Польшу, а потом спустился вниз по Днепру в землю татарскую. Практически никаких сведений о восточных славянах в его записках нет.

**

Ковалевский П. М. [Ковалевский Павел Михайлович, 1832-1907] "Картины Италии"

*

Из "Отчёта Общества попечительного о тюрьмах"

Вопрос о значении и цели наказания является одним из самых спорных в области уголовного права и был различно решаем разными учёными; но все мнения их сводятся к двум главным теориям: теории полезности и теории справедливости. Первая теория ищет внешних целей наказания, спрашивая, для какой цели может быть наказание полезным и необходимым. Одни говорят, что наказание имеет целью устрашение преступника, другие говорят, что наказание имеет целью предупреждение преступлений и исправление преступников. Вторая теория поставляет необходимость наказания во внутренней справедливости. Эта теория не обращает внимания на ту пользу, которую может принести наказание государству, жертве преступления и самому преступнику.

В языческом мире государство было целью, а человек - средством, но с водворением христианства человек получил права личности и сам является целью; государство же сделалось средством для осуществления им своего разумного назначения.

Уголовный закон должен иметь целью исправление преступника. Карательные меры только тогда справедливы, когда они имеют характер средств, необходимых для исправления преступника.

Российское законодательство [1858] различает два рода наказаний: уголовное и исправительное (последнее назначается для людей "менее развращённых"). Исправительное наказание находится у нас на втором плане. На первый - выходит наказание уголовное.

Знаменитый Джон Говард (умер в 1790-м году), в сочинении своём о тюрьмах красноречиво описавший несовершенства тюремного устройства в Англии и в других странах, настаивал на необходимости преобразования тюрем. Хотя при жизни своей ему не удалось увидеть осуществления своих стремлений, вскоре после его смерти семена, им брошенные, принесли плоды: в Англии составилось Общество, поставившее себе обязанностью приводить в лучшее устройство тюрьмы для облегчения горестного состояния заключённых. Это Общество поставило своей целью разлучить преступников с их прежними сообщниками, приучить заключённых к труду и дать им надежду на исправление, обучив их какому-нибудь полезному ремеслу. По наблюдениям Говарда, половина преступлений, совершаемых в Лондоне были замышляемы в тюрьмах. Общество стремилось отделить закоренелых преступников от людей, случайно и неумышленно совершивших преступление, а также отделить тех и других от людей, вина которых ещё не доказана. Для нравственного воспитания заключённых предлагалось устраивать в тюрьмах церкви и школы. Члены Общества заметили, что одиночное заключение ("заключение в уединённое место") почти всегда оказывалось успешным средством к усмирению самых буйных и ожесточённых преступников и вполне могло заменить в тюрьмах цепи и телесные наказания.

По сведениям российского "Общества попечительного о тюрьмах", в 1857-м году в тюрьмы поступило 279 тысяч 613 человек (из них около 60 тысяч человек были помещены в тюрьмы на время следствия по их делам, а также за долги и недоимки); выбыло из тюрем в течение 1857-го года 278949 человек; оставалось в тюрьмах на начало 1858-го года 24011 человек. При этом обвиняемых или подозреваемых в убийстве, поджоге и грабеже было 1854 человека. Эти цифры показывают, насколько развито у нас предварительное тюремное заключение, тогда как эта мера, оправдываемая только случаями неизбежной необходимости, не должна сопровождаться для подвергающегося ей разного рода лишениями и бесчестием, происходящими от заключения его вместе с действительными преступниками.

Признавая необходимость размещения закоренелых преступников отдельно от остальных заключённых, члены Общества между тем замечают, что такое размещение осуществлялось смотря по положению тюрем и с теми удобствами, которые могли быть предоставлены в соответствии с местными условиями. [на практике это означало, что никакого разделения часто и вовсе не было]. Что касается исправительных мер, принимаемых по отношению к непослушным арестантам, то в Отчёте об этом ничего не сказано…

**

Казённокоштные [то есть учащиеся за государственный счёт] студенты Московского Университета, ранее жившие в Университете, перемещены на вольные квартиры. При этом им увеличено содержание (со 142 до 175 рублей серебром) и выдано безденежно платье и постели.

*

Разрешение открывать частные учебные заведения, которое до сих пор зависело от министра народного просвещения, предоставлено теперь попечителям учебных округов…

*

В столицах преподаватели лучше обеспечены, но в провинции учитель вынужден подрабатывать частными уроками (максимум - 1 рубль, а чаще 50-75 копеек за урок) или отдавать внаём ученикам часть своей квартиры. Обычно, нуждающиеся в учителе [в репетиторе] граждане находят его через своих родственников и знакомых. При этом женатый учитель ценится больше, чем холостой (в провинции с подозрением смотрят на молодых учителей, особенно - если приходится готовить к поступлению куда-нибудь свою дочь)… Учителя, держащие гимназистов у себя на квартире, обычно помогают своим квартирантам при подготовке ко всем урокам. Этот дополнительный источник учительских доходов лучше, чем частные уроки. При достаточном количестве квартирантов учитель окупает и своё питание, и жилище. Но каких страшных трудов стоит добросовестному наставнику эта "роскошь"! В то же время сообщается, что учительское жалование в гимназии обычно составляет 300-400 рублей серебром в год, поэтому подработкой занимаются обычно женатые учителя.

Жалование столоначальника в уездном, а иногда и в губернском присутственном месте обычно не превышало 200 рублей серебром в год.

*

В видах развития в чинах Балтийского флота физической силы и ловкости посредством гимнастических упражнений, учреждается в Петербурге учебная гимнастическая команда. Чины гимнастических команд пользуются преимуществами: офицеры - в получении суточных, а нижние чины - в получении "приварочных" денег.

Рацион питания унтер-офицеров состоял из трех частей: провиант; приварочные деньги; чайные деньги. Провиант выдавался непосредственно продуктами. Приварочные деньги выдавались на приобретение строго оговорённых продуктов в определённом количестве. Чайные деньги выдавались на приобретение только чая и сахара.

*

Ф. Толль [Феликс Густавович Толль, 1823-1867]. "Светлый луч : факт, относящийся к душевной патологии"

Пётр Иванович Степанов родился в уездном городе Ч., из которого ни разу в жизни никуда не выезжал, хотя в то время, с которого начинается наш рассказ, Пётр Иванович оканчивал уже двадцатый год своего безукоризненного служения царю и отечеству. Во всех отношениях, он был чиновником с головы до ног и ничем не отличался от своих сослуживцев: у него был такой же сероватый цвет лица, такой же потёртый тёмно-зелёный вицмундир, такие же щетинистые волосы пепельного цвета, такой же смиренный вид и такая же походка - на цыпочках…

Пётр Иванович любил прекрасное: восхищался красотой природы, восторгался при взгляде на красивую женщину или на сносную картину, мог заслушаться хорошей игрой на гитаре или музыкой, исполняемой полковым оркестром; в свободное от службы время он не прочь был даже прочесть повесть в журнале. Но мало истинно изящного встречалось в уездном городе Ч. … Любовь к изящному странно, иногда даже смешно, выражалась у Петра Ивановича: в молодости он несколько раз собирался жениться, потому что наружность женщины казалась ему соответствующей его идеалу красоты. Однажды, уже в более зрелые лета, он без всякой надобности купил себе табакерку (потому что на ней была изображена красивая женщина) и с тех пор начал нюхать табак…

Он любил во всём порядок и чистоту. На свои скромные средства он устроил вполне изящную (по его понятиям) квартирку… Квартира его, состоявшая из двух комнат с кухней, была в отдельном флигеле, хозяева которого жили в главном корпусе, отстоявшем от флигеля шагов на двадцать… В углу стоял туалетный столик, на котором находились (в изумительном симметричном порядке) бритвенные принадлежности… Мебель в квартире была без подушек, берёзовая, но выкрашенная в красный цвет [надо думать - под красное дерево]… На окнах стояло несколько горшков с цветами… В прислугу он нанял себе старушку Василису, которая исполняла при нём обязанности кухарки, прачки, камердинера, дворника, водовоза и истопника. Когда Василиса умерла от старости, он нанял на её место Варвару - тоже не молодую, но трудолюбивую женщину… Пётр Иванович имел привычку за чаем, обедом и ужином разговаривать с Варварой, которая, в предупреждение недостатка материалов для разговора, в течение дня собирала от соседок и кумушек городские и уездные новости.

Дни, недели, месяцы и годы проходили для Петра Ивановича однообразно, и потому - незаметно. Так прошла бы и вся жизнь его, если бы одно обстоятельство не нарушило мирное течение, или (лучше сказать) застой этой жизни…

Однажды в июле 184…-го года Пётр Иванович, по обыкновению, возвращался часу в девятом вечера из должности, довольный тем, что окончил одно очень запутанное дело. Вечер был тёплый и ясный. На улице, по которой шёл Пётр Иванович, было тихо и безлюдно - как будто бы, она была необитаема…

Пётр Иванович чувствовал, как, с помощью этих звуков, обновляется в нём нравственный мир, но вместе с радостью обновления он ощущал жгучую боль: как будто вся его прошлая жизнь его превращалась в ничто… Пение кончилось поздно. Когда свечи в предводительском доме погасли и окна были закрыты, Пётр Иванович сошёл со своего места и побрёл за город. Долго шёл он прилеском, тянувшимся в эту сторону версты на три. Погружённый в свои размышления, он удалился от города на такое расстояние, как ему никогда не случалось отходить от места своего жительства. Мрак души Петра Ивановича рассеялся от светлого луча, проникшего в неё, но тот же луч осветил в ней пустоту, бессодержательность прошедшего и безотрадную неопределённость новой будущности, которую начать было уже поздно - если б даже и знать, с чего должно начинать её. Пётр Иванович сел на траву, закрыл лицо руками и горько заплакал…

С тех пор Пётр Иванович совершенно изменился: он стал нерадив по службе, рассеян и задумчив. Он вставал поутру в разные часы, опаздывал в канцелярию, уходил из неё раньше положенного времени, часто вовсе оставался дома, оправдываясь нездоровьем, иногда с утра уходил в поле и возвращался только к вечеру… Однако стояние в любую погоду под окнами предводительского дома от восьми до десяти, или даже одиннадцати часов вечера стало у него привычкой, от которой его не могло отвратить ничто - ни усталость, ни нездоровье, ни дела. Он пристрастился к чтению и даже начал сам писать нечто вроде стихов, которых, впрочем, он никому не показывал…

Прошло около года с того дня, когда Пётр Иванович впервые услышал пение предводительской дочери. В бедняке мало-помалу стали обнаруживаться признаки умственного расстройства… Сегодня Пётр Иванович находится в больнице города С., в отделении для умалишённых. Он помешан на том, что он великий поэт и музыкант. Всякому посетителю он читает свои стихи, в которых нет ни связи, ни смысла, но есть рифма и сохранён размер. Внешне бедняк постарел, но остаётся физически здоровым и бодрым, как молодой человек.

Очень забавный, проникнутый тонкой иронией рассказ. Автор "просто говорит о сложном", а это очень не просто…

**

Китайцы каждый год стремятся выехать из своего отечества и искать в других странах тех удобств жизни, которых у себя не имеют. За границей они оказываются хорошими работниками, тогда как дома ничего не делают. Эта эмиграция может быть двух родов: произвольная или по вызову. В первом случае китайцы отправляются искать счастья на золотые прииски в Калифорнию или в Австралию. Во втором - нанимаются на определённый срок в услужение к колонистам. Отмена торговли неграми лишила английские колонии множества рабочих рук. Англичане стали искать свободных работников в Индии, но индийцы обычно не хотели переезжать в отдалённые колонии. Тогда обратились к китайцам. Несмотря на запрещение от их правительства, эмиграция китайцев каждый год растёт. В 1847-м году очень много их появилось на Кубе а позже - в Калифорнии.

Со временем китайских иммигрантов в США станет так много, что правительство вынуждено будет принять "Акт об исключении китайцев" (Chinese Exclusion Act) - особый закон Конгресса США, изданный 6-го мая 1882-го года. Этот закон запретил любую китайскую иммиграцию, а также натурализацию уже проживающих в США китайцев (хотя родившиеся в США дети китайцев автоматически становились американскими гражданами). Изначально действие закона должно было распространиться на 10 лет, однако он действовал до 1943-го года.

**

Только в 1858-м году английские военные врачи получили права офицеров английской армии.

***

Россия, журналы, литература, XIX век

Previous post Next post
Up