Из книги «A Victorian Housebuilder's Guide» by George Woodward and Edward Thompson (New York, 1869), из неопубликованной рукописи "Годы и книги" и из других источников.
В XIX веке Лондон постепенно разделился на западную (West End) и восточную (East End) части. На западе жили преимущественно состоятельные аристократы и богатые бизнесмены и промышленники, на востоке - рабочие и мелкие служащие. Это деление было связано, в частности, с тем, что, благодаря западным ветрам, дым от фабричных труб не распространялся на западную часть города, где условия жизни были, в целом, лучше и, как следствие, цены на дома и квартиры были гораздо выше, чем на востоке. Представителей среднего слоя можно было найти как на западе, так и на востоке, а с развитием сети пригородных железных дорог многие служащие из среднего класса предпочитали строить, покупать или (чаще) арендовать дома "в зелёной зоне", за городом. Мы не остались в стороне от этой новой "моды" и начали присматривать для покупки дом в пригороде. Дышать свежим воздухом, пить чистую воду, работать в саду и гулять в тишине - всё это окупало расходы на сезонный железнодорожный билет и время, затраченное на поездки в Лондон и обратно.
В 1879-м году, под залог нашего лондонского дома, мы взяли в банке крупный кредит и начали строительство в пригороде Лондона нового дома с водопроводом, местной канализацией и газовым освещением. Нам повезло с кредитом, потому что в том же году в Англии (и во всём мире) начался глубокий экономический кризис и кредит стало получить непросто.
Разумеется, прежде чем начинать строительство, нам необходимо было найти подходящий участок земли.
Перепись земельных владений 1872-го года (Return of Owners of Land), получившая неофициальное название "Новой Книги Судного Дня" (New Domesday Book), обнаружила в Англии больше миллиона земельных собственников, которые владели небольшими земельными участками, однако половина всей земли принадлежала всего 4 тысячам крупнейших землевладельцев.
Мы выбрали участок земли к северо-западу от Лондона, в 30 минутах езды по железной дороге от лондонской станции Черринг-Кросс (Charring Cross). Участок располагался в Садбери (Sudbury) - в маленьком городке в трёх километрах к юго-востоку от городка Хэрроу-на-Холме (Harrow on the Hill) и в двух с половиной километрах к северу от железнодорожной станции Садбери.
Садбери Корт (Sudbury Court) - это поместье, которое известно с 1294-го года как одна из резиденций Архиепископа Кентерберийского ("Sud" в Sudbury значит "юг", то есть Садбери - это поселение к югу от Хэрроу). В конце XIV века это поместье было разделено на южную (Садбери) и северную (Хэрроу) части и сдано внаём. С 1630-го года поместье Садбери находилось во владении семейства Черчиллей и Рашаутов (Churchill-Rushouts), которые позднее разбили там большой парк (Northwick Park). В XVII веке на этих землях стали селиться фермеры, а постепенное улучшение дороги на Хэрроу привело к появлению маленького городка, в котором было три гостиницы (The Swan, The Black Horse, The Mitre) и 70 жилых домов (1759). Этот городок продолжал потихоньку расти и был первым в тех краях, где появилась железнодорожная станция - "Садбери" (1842).
В середине века к северо-востоку от Садбери начал интенсивно развиваться городок Уэмбли (в 1901-м году там будет уже больше четырёх тысяч жителей), но в 1842-м году Уэмбли (Wembley) был ещё деревней, с населением меньше двухсот человек (203 человека в 1851-м году), поэтому ближайшая к Уэмбли железнодорожная станция называлась не "Уэмбли", а "Садбери".
"монастырь" (Sudbury Priory)
Одним из самых старинных и красивых зданий в Садбери был "монастырь" (Sudbury Priory), который использовался, впрочем, не как монастырь, а как жилое здание для Архиепископа Кентерберийского.
После Второй Мировой войны это здание было снесено. При строительных работах в окрестностях этого здания был обнаружен выложенный кирпичом "тайный подземный ход". На деле это, видимо, был дренажный тоннель. Обычные дома обходились обычной уборной на заднем дворе, но крупные здания нередко имели дренажную канаву или тоннель, который вёл к ближайшей речке.
С этим зданием связаны истории о привидениях. Привидение в образе монахини несколько раз появлялось в спальне хозяйки, которая вынуждена была попросить местного священника изгнать этого духа из её дома. Однако через некоторое время приведение снова появилось в доме - и хозяйка предпочла переехать в другой город...
Около 1856-го года в Садбери поселились известный химик Уильям Перкин (Perkin) и его брат Томас. Разбогатев на продаже изобретённых ими красителей, братья имели теперь возможность заняться своим любимым делом - музыкой (оба они были неплохими музыкантами и участвовали в любительских концертах). Уильям также выступал с популярными лекциями по химии, а Томас Перкин открыл в соседнем городке Хэрроу-на-Холме "Литературный институт" (Harrow Literary Institute) - своего рода клуб для любителей чтения.
В 1864-м году богатые местные землевладельцы из семьи Коплэнд (Copland) построили в Садбери Клуб для трудящихся (Workmen's club), в котором устраивались церковные службы, лекции, концерты и другие общественные собрания. В Садбери не было своей церкви, но Церковь Святого Иоанна в Хэрроу-на-Холме официально называлась Церковью Святого Иоанна в Садбери (в 1849-м году сёстры Коплэнд открыли при этой церкви частную школу, которая называлась Sudbury National).
В 1866-м году Уильям Перкин женился (на дочери польского бизнесмена) и построил в Садбери богатый дом, который назывался "Каштаны" (Chestnuts). В 1873-м году он продал своё предприятие и ушёл от дел, но продолжал свои научные исследования (в его доме была устроена хорошая химическая лаборатория). Он также построил в Садбери на свои средства новое здание Клуба для рабочих.
Хотя этот клуб назывался Клубом для рабочих (Workmen's club), он предназначался не только для собственно рабочих (которых в Садбери было мало), но и для всех трудящихся, то есть для всех людей, работающих за плату. А фактически - этот клуб играл роль местного общественного центра, в котором устраивались концерты и проводились различные собрания жителей города.
Когда станция в Садбери только открылась (1842), через неё проходили всего четыре поезда в день: два - утром, в сторону Лондона, до станции Юстон (Euston) и два вечером (поезда, идущие из Лондона). Постепенно, число людей, которые работали в Лондоне, а жили за городом, увеличивалось - увеличивалось и число поездов. В 1879-м году поезда Лондон-Уотфорд (London- Watford), которые останавливались в Садбери, отправлялись от станции Юстон в Лондоне каждый час.
Между прочим, первая железная дорога Лондон-Бирмингем, построенная Стефенсоном (Stephenson) в 1837-м году, проходила через Уотфорд.
Однако в 1880-х и 1890-х годах - из всех окрестных городков - наибольшее развитие получил Уэмбли (Wembley), а Садбери так и остался маленьким тихим зелёным городком для пенсионеров...
Всемирно известный стадион Уэмбли на 76 тысяч зрителей был построен в 1923-м году и 80 лет был главным стадионом в Лондоне. В начале 2000-х годов он был снесён и на его месте был построен в 2007-м году новый шикарный стадион на 90 тысяч зрителей с раздвижной крышей и огромной аркой - ставшей его "визитной карточкой".
Во второй половине XIX века значительно расширилось строительство домов в пригородах Лондона. Крупные строительные фирмы (такие, например, как William Cubitt and Son), процветали, строя новые дома "с нуля под ключ". В компании Кьюбитта были заняты 2000 квалифицированных рабочих, которые могли построить всё что угодно - от богатого жилого дома до крупных общественных зданий и железного моста через реку. Основатель компании, Уильям Кьюбитт, талантливый инженер-строитель, умер в 1861-м году, но наследники продолжили его дело. Разумеется, многим застройщикам из среднего класса услуги этой или подобных ей компаний были не по карману...
Купить участок земли в Лондоне или в пригороде Лондона было практически невозможно, потому что владельцы земли предпочитали не продавать, а сдавать свою землю в аренду. Обычно, строительная фирма заключала с собственником земли договор о долгосрочной аренде крупного земельного участка (на 75-90 лет), подводила к нему газ и воду, а потом, разделив его на мелкие участки, сдавала их в аренду индивидуальным клиентам при условии, что они заключат с этой фирмой договор на строительство жилого дома. Мы нашли местного владельца небольшой строительной компании (William Williams), у которого было 10 или 15 рабочих и который согласился сдать нам внаём один из таких участков размером 65 на 390 футов (20 на 120 метров) и площадью чуть больше половины акра (около 2400 кв. м.) - сроком на 50 лет за 6 фунтов в год.
В апреле 1879-го года мы подписали у юриста договор на аренду земельного участка. Теперь можно было выбирать подходящий проект для нашего нового дома и подписывать контракт на строительство. Богатые застройщики заказывали индивидуальные проекты у архитекторов, а обычные люди (как мы) могли выбрать из каталога готовый проект, который им понравится и будет им по средствам. Благодаря банковскому кредиту, деньги у нас были, но мы хотели полностью рассчитаться с банком после продажи нашего дома в Лондоне, поэтому мы решили не шиковать: нужно ведь было ещё и обставить этот дом новой мебелью...
Мы хотели построить комфортабельный двухэтажный дом полезной площадью около 3200 кв. футов (300 кв. м.) Желательная планировка: на первом этаже - прихожая; налево - столовая (с выходом в сад), направо - гостиная (с эркером), далее налево - кабинет хозяина (с выходом на крытую террасу), направо - будуар хозяйки (соединённый дверью с гостиной и тоже с выходом на террасу), прямо - кухня, из кухни три двери ведут в комнату для кухарки, в рабочую комнату (scullery) и на задний двор; в середине дома - лестница на второй этаж и далее - в мансарду (чердачный этаж). На втором этаже - спальня хозяев, гостевая комната, ванная и туалетная комнаты; в мансарде - две спальни (одна - для служанки, а другая - для горничной). Итого - 15 комнат. Мы просмотрели 25 проектов, но дома именно с такой планировкой не нашли, а заказывать индивидуальный проект у архитектора было очень дорого.
Нам пришлось решать обычную при любой большой покупке проблему: то, что очень нравится, - нам не по карману, а то, что по карману, - не очень нравится...
Разумеется, мы сразу отбросили роскошный вариант:
вид спереди
вид сбоку
Этот дворец нам был явно не по средствам. Интересно, что по фасаду этот дом значительно шире, чем в глубину. Обычно бывает наоборот. Но, видимо, тот, кто может позволить себе такой дом, может позволить себе и большой земельный участок.
Самый дешёвый дом показался нам слишком уж скромным,
вид спереди
вид сбоку
хотя планировка там была неплохая: налево - столовая (dining room); направо - гостиная (parlor); хорошо, что нет прямого коридора на кухню и предусмотрена комната для кухарки на первом этаже (ground floor) рядом с кухней:
Очень нам понравился следующий вариант:
"дом-мечта"
вид спереди
вид сбоку
Несмотря на значительные размеры, этот дом смотрится очень изящно! Но цена - на пределе наших возможностей.
Строительство или восстановление викторианского дома со множеством затейливых декоративных элементов сегодня доступно только очень богатым людям. Но в XIX веке, когда труд рабочего был намного дешевле, средний класс с доходом 600-800 фунтов в год вполне мог себе позволить такой вот дом-мечту. А с доходом в полторы-две тысячи фунтов вы могли себе позволить и "дворец", который упоминался выше.
Из оставшихся 22 проектов мы отобрали три для внимательного изучения.