Викторианский дом - будуар хозяйки

Oct 21, 2022 07:30


ЖЕНЩИНА  И  ЗАМУЖЕСТВО

Дом, муж, дети - таковы были главные заботы викторианской женщины. Для этого она была рождена, в этом состояла её "миссия", в этом заключался смысл её жизни. На незамужних женщин смотрели косо и подозревали их в разнообразных грехах и тайных пороках. Замужество было для женщины не только личным делом, но и "общественным"... Для тех мужчин и женщин, которые оставались без пары, одинокая жизнь редко была сознательным выбором. Как правило, одинокие женщины оставались старыми девами потому, что не получали подходящего предложения, а мужчины оставались холостяками потому, что они были бедны и не имели средств для содержания семьи. Женщины не смели "опозорить семью", выйдя замуж за человека, который стоял заметно ниже, чем они, на социальной лестнице, а мужчины не хотели обрекать жену и детей на нищету.

В России дворянка, вышедшая замуж за разночинца, автоматически теряла дворянское звание.



Проблема нередко осложнялась тем, что многие родители держали своих дочерей взаперти, и дочери, без специального разрешения, не имели возможности встретиться вне дома даже с подругами, не говоря уже о молодых мужчинах... Впрочем, в те времена большинство браков совершались не по выбору молодых людей, а по договорённости между родителями жениха и невесты (которых часто и не спрашивали, нравятся ли они друг другу). Любовь между супругами была возможна, но, как правило, эта любовь постепенно развивалась после заключения брака, а не до. Нередко мужчины относились к женщинам, как к детям. В романах замужние женщины часто уподоблялись птичкам в клетке: да, они живут в клетке, но их любят, их кормят о них заботятся...

Что было делать тем женщинам, которым не повезло и которые так и не дождались подходящего предложения? Самый простой выход - эмиграция в США, где женщин было намного меньше, чем мужчин, где классовые предрассудки не значили так много, как в Англии, и где практически любая женщина могла найти себе мужа. Разумеется, этот совет не касался служанок, многие из которых оставались незамужними. Их не осуждали - потому что они выполняли, по сути дела, ту же важную социальную функцию, что и жёны: вносили в жизнь мужчины порядок и комфорт... Кардинал Ньюмен предлагал старым девам уходить в монастырь, где они могли бы выполнять важную общественную миссию в качестве учительниц и медсестёр. Но для этого надо было обратиться в католическую веру, что для большинства англичанок было проблемой. Впрочем, многие женщины, оставшиеся одинокими, выполняли эту функцию и без того, чтобы становиться монахинями. Они нередко ухаживали за тяжело больными родственниками, и это давало им ощущение своей полезности и моральное право на кусок хлеба в доме своих более удачливых родственников. Богатые старые девы или выходили замуж в 35-40 лет (после смерти родителей), или целыми днями читали и играли на рояле, или писали многотомные романы о возвышенной любви и глубоких чувствах.

Гомосексуалисты и лесбиянки в те времена были не просто изгоями, они считались преступниками. Тем не менее, некоторые незамужние женщины по многу лет жили вместе в качестве "подруг" или "компаньонок", и это, по сути дела, брачное сожительство даже имело неофициальное название: Бостонский брак (Boston marriage).

Во второй половине XIX века среднему классу стали доступны театры, концерты и приморские курорты, которые раньше были доступны только богачам, - у молодых людей появилось больше возможностей встретиться вне дома. Впрочем, не будучи ей официально представленным, мужчина не смел заговорить с девушкой, которая ему понравилась, и она не ответила бы на его попытку с ней познакомиться, даже если он ей нравился... И это при том, что тысячи молодых девиц из приличных семей с радостью согласились бы выйти замуж за молодого человека с доходом в 500-600 фунтов в год. Приемлемым считался вариант в 300-500 фунтов в год. При этом предполагалось, что молодая жена въедет в уже обставленный (снятый или купленный) дом, в котором есть всё необходимое для нормальной жизни. Если у жениха не было родителей - значит, у него не было надежд на наследство. Но, с другой стороны, это значит, что ему не надо откладывать ежегодно до 30% своего дохода, чтобы содержать своих родителей, когда они достигнут преклонного возраста.

Обычно родители сами находили среди детей своих друзей и дальних родственников подходящего жениха для своей дочери. Но молодые люди могли также встретиться "случайно". В этом случае будущие супруги могли увидеть друг друга в церкви, в театре, на балу или на вечеринке. Допустим, они танцевали вместе во время бала. Разумеется, он должен был представиться, а она говорила ему, как её зовут; но это знакомство не считалось официальным, и она вполне могла "не узнать" его, встретившись с ним на другой день во время прогулки в парке. Впрочем, язык глаз, жестов, цветов и веера был в этой ситуации достаточен...

Убедившись в том, что девушка ему нравится и относится к нему благосклонно, мужчина первым делом приводил в порядок свои финансовые дела и наводил через друзей и знакомых справки о финансовом положении её родителей. Если его годовой доход значительно превышал годовой доход её отца, то беспокоиться было не о чем. Если нет - тогда был повод для волнения. Родители должны были быть уверены, что их дочь будет в замужестве сохранять стиль жизни и уровень расходов, к которому она привыкла в родительском доме. Иногда доход жениха не был достаточен, но будущий зять занимал приличную должность в приличном учреждении и у него были хорошие перспективы, или он рассчитывал получить неплохое наследство от родителей или от бездетной тётушки и т. п. В таком случае отец девушки мог "рискнуть".

Итак, с финансами разобрались - выяснилось, что особых препятствий на этом пути нет. Теперь ему предстояло с ней официально познакомиться. Для этого надо было найти друга или родственника, которые могли бы их официально познакомить (например - в театре) или даже ввести его в дом (разумеется - с согласия её родителей). Если общих знакомых не находилось, это было сигналом того, что мужчина и женщина "социально несовместимы" и должны прекратить оказывать друг другу знаки внимания... Но вот они официально представлены друг другу. Далее начинались периодические визиты (при этом молодые не могли встречаться наедине) и письма. Нередко, девушка должна была показывать отцу не только письма от жениха, но и свои ответы на эти письма. Наконец, найдя удобный момент, молодой человек встречался с её отцом и официально просил  руки его дочери. К тому времени все возможные осложнения должны были быть улажены, и счастливый отец благословлял молодых на счастливый брак. Мать невесты тоже могла иметь своё мнение об этом предприятии, но она обычно не разговаривала на эту тему ни с будущим зятем, ни с дочерью, - а только со своим мужем.

Свадебное платье в те времена вовсе не обязательно было белым, а могло иметь любой цвет (даже чёрный!) Это платье стоило около 10 фунтов и потом несколько лет оставалось для молодой жены её выходным и праздничным нарядом. Ближе к концу века традиционным нарядом для невесты стало белое платье, которое, со всеми аксессуарами (шаль, мантия, шляпка, вуаль или фата), стоило около 20 фунтов стерлингов. В 1840-х годах у невест вошёл в моду венок из цветов апельсинового дерева (настоящих или искусственных) - флёрдоранж... Типичный наряд жениха - фрак (нередко - синий), белая рубашка, жилет и светлые (серые или бежевые панталоны), на голове - цилиндр. Позднее обязательными стали чёрный фрак или смокинг, белая манишка, светло-бежевый жилет (в 1890-х годах в моду вошли тёмные жилеты), белый галстук-бабочка.

Пышные свадьбы устраивали только богачи, средний класс обходился скромной церковной церемонией в присутствии двух-трёх ближайших друзей, а также родителей жениха и невесты. Иногда даже родители не появлялись на свадьбе, а просто присылали молодым свой подарок. После церемонии и награждения всех слуг, которые участвовали в подготовке свадьбы, денежными подарками молодожёны и гости обедали в ресторане.  Бракосочетание должно было состояться не позднее полудня (чтобы молодожёны могли отправиться в свадебное путешествие в тот же день до наступления темноты). В 1886-м году священникам была разрешено устраивать брачную церемонию после 12 часов дня. В меню праздничного "обеда" (который многие англичане всё равно называли словом "завтрак") обычно входили вино, копчёный лосось или холодный коровий язык в желатине или ветчина; салат с кальмарами; курица или утка или бараньи рёбрышки; пирог с мясом; свадебный торт, фрукты (вишня, абрикосы или персики, виноград, клубника со сливками); чай или кофе. За столом не засиживались. Вскоре после обеда молодые переодевались в дорожную одежду и отправлялись в свадебное путешествие (на запятках кареты часто привязывали "на счастье" домашние туфли, а замужние женщины осыпали молодожёнов рисом, который считался символом плодородия).

Свадебные карточки рассылались родственникам и знакомым не до, а после свадьбы, чтобы сообщить им о состоявшемся бракосочетании. Иногда действовало неписаное правило: если знакомые или родственники не получали такой карточки (или получали такую карточку, но без обратного адреса), то это был намёк на то, что без специального приглашения, им в доме молодых появляться не следует. Нередко публиковали объявление о состоявшемся бракосочетании в местной газете.

Некоторые девушки плохо представляли себе, как надо вести домашнее хозяйство. Многочисленные книги по домоводству давали им много советов по поводу того, как украсить дом или сервировать стол, но не всегда давали рекомендации, как избавиться от мышей или избежать сквозняков... Молодым хозяйкам многому приходилось учиться у прислуги, и особенно - у кухарки. Конечно, были хозяйки, которые считали зазорным смахнуть пыль с безделушек, но были и хозяйки, которые сами красили стены... Однако почти все хозяйки так или иначе занимались домашним хозяйством: или занимались детьми, чтобы сэкономить на няне и гувернантке, или занимались шитьём и ремонтом одежды, или пекли печенье, или мыли окна и т.д.

БУДУАР  ХОЗЯЙКИ  (THE PARLOR)



Будуар хозяйки был своего рода её неофициальной приёмной. "Официально" - гостей и посетителей принимали в гостиной. В будуар допускались только близкие подруги и родственники. Здесь хозяйка проводила своё свободное от домашних забот время: читала, играла на пианино, писала письма, вышивала и пр. В тех домах, где у хозяйки не было будуара, роль её приёмной выполняла гостиная (американцы, например, часто и называют гостиную, parlor, а не drawing room).

Будуар и гостиная могли быть соединены дверью, которую обычно держали закрытой, но открывали, когда хозяйка играла на пианино для гостей.

В некоторых домах была особая "утренняя комната", в которой мужчины появлялись исключительно редко, а потому эта комната часто была оформлена в "женском" вкусе - со всякими безделушками, вышивками, кружевами, шторками и занавесками, обоями "в цветочек" и пр. В этой комнате хозяйка встречалась с посетителями, обсуждала меню и покупки с кухаркой, давала поручения горничной и служанке, вела учёт расходам, писала деловые письма и т. д. Впрочем, всё это иногда делалось в столовой или (чаще) в гостиной, а свой будуар хозяйка оставляла для своих личных дел: здесь она писала личные письма, читала, играла на пианино, вышивала, принимала близких друзей и родственников и т. д. В некоторых домах были и частная комната для хозяйки (будуар), и "утренняя комната".

викторианский дом, Англия, XIX век

Previous post Next post
Up