Послевоенное развитие колесной военной техники, в том числе отечественной, является не особо интересной значительной массе людей. Между тем, самое интересное началось как раз после войны, особенно у нас. Военные автомобили перестали быть бедными родственниками гражданской промышленности. Война показала, что нужны специальные военные автомобили, в том числе и весьма нетрадиционной конструкции.
В полной мере это касается советского легкого плавающего автомобиля ТПК (транспортер переднего края). Его концепция появилась в 50-е годы. Разработка НАМИ-032, так назывался прообраз машины, шла во второй половине 50-х годов. Сначала работы шли совместно с ИМЗ, а затем с ЗАЗ. Получившийся образец известен как ЛуАЗ-967. Впрочем, по-настоящему массовым стал ЛуАЗ-967М, запущенный в серию с 1975 года. Окончательно же машина сформировалась к 1980 году.
ТПК не самая массовая машина, за всё время их выпустили меньше 8 тысяч штук. Машина применялась как подвозчик, а также в качестве санитарной. Иногда их можно встретить и на фронте. Один из ТПК теперь можно видеть в Музее отечественной военной истории. Постепенно тут формируется коллекция колесной военной техники Советской Армии.
https://rutube.ru/video/c0c82d64727a8a5e890de9a43ed7217b/