Чешский средний танк для венгерской армии

Dec 06, 2024 19:01

Единственной страной в Восточной Европе (исключая, разумеется, Советский Союз), которая смогла освоить серийный выпуск средних танков, стала Венгрия. Собственного танкостроения у венгров не имелось, так что они пошли по самому простому пути. А именно купили лицензию на производство на Škoda T-21. Всего за год до того Венгрия являлась одним из наиболее вероятных противников чехословацкой армии. Но времена изменились. Чехословакии не существовало, зато имелся протекторат Богемия и Моравия, а также Словацкая республика с марионеточным правительством Тисо. Немцам Škoda T-21 оказался мало интересен, поэтому они не возражали против "щупания" танка союзниками. На самом деле венгерские военные еще в 1939 году хотели заказать эти танки у Škoda. Но немцы оказались против, поскольку у них были свои виды на Škodawerk.
84 года назад, 6 декабря 1940 года, Škoda T-21 был принят на вооружение венгерской королевской армии как 40 M Turán I. Назвали его в честь исторического региона, который в Венгрии считается прародиной. Впрочем, говорить о том, что венгерские военные собирались использовать Škoda T-21, как есть (лишь перевооружив), было бы в корне не верно. У среднего танка из Пльзени хватало недостатков, которые предстояло устранить, да и документация шла неспешно.


При создании 40 M Turán I (он же Turán 40) венгры явно смотрели на Pz.Kpfw.IV. Всего было внесено около 200 различных изменений в конструкцию исходного танка. Оно и немудрено: на испытаниях лета 1938 года советские специалисты отмечали перегрев мотора Škoda Š-IIс (так T-21 именовался изначально). Чешская башня была тесной, тем более что венгерские военные захотели ее сделать трехместной. Имелись претензии и по обзорности. В результате весной 1942 года появился, можно сказать, чехословацкий средний танк здорового человека. Он был более защищенным, заметно улучшилась обзорность, а командир, как отдельный член экипажа, оказался совсем не лишним.

венгерская броня, календарь

Previous post Next post
Up