Пулугусеничная схема стала популярной благодаря активности Адольфа Кегресса. Первые опыты он провел в России, но настоящую популярность она принесла после того, как Кегресс вернулся во Францию. В СССР к теме полугусеничных машин вернулись в конце 20-х годов. Благодаря стараниям НАТИ и успехам в арктических экспедициях полугусеничные ГАЗ-АА, а затем полугусеничные ЗИС-5, стали объектом повышенного интереса военных. На вооружение приняли ГАЗ-60 и ЗИС-22, которые, впрочем, имели одну общую проблему - мотор. Он был слабоват для такой схему.
Решением проблемы стал
ЗИС-22М, испытанный в 1941 году. Уже в сентябре 1941 года его предполагали запускать в серию, обозначив как
ЗИС-42. Но война помешала этим планам. Снова к теме выпуска ЗИС-42 вернулись весной 1942 года. Крайне сложная ситуация 1942 года привела к тому, что на серийный ЗИС-42 ставили обычный двигатель ЗИС-5, так что машина поначалу была тем же ЗИС-22, но упрощенным, а также с более совершенным движителем. Выпускался ЗИС-42 недолго: осенью 1942 года в серию пошел ЗИС-42М, с более мощным мотором.
До недавнего времени ЗИС-42 считались безвозвратно утраченными. Но благодаря работе реставраторов эти машины вернулись из небытия. Одна из них восстановлена в мастерской Евгения Шаманского. Это был первый из восстановленных ЗИС-42, и одновременно самый ездящий. В данном случае он своим ходом отправляется на погрузку, начало мая 2023 года. Некоторое время он участвовал в выставке под открытым небом, которая проходила в Музее ГОН.
https://rutube.ru/video/9e74e52ddad7bf9c3b5f8816fbc399f5/