Так сложилось, что в годы Великой Отечественной войны второй по массовости гусеничной боевой машиной Красной Армии оказалась
СУ-76М. Осенью 1943 года она заняла место на конвейерах, освободившихся от легких танков
Т-70Б и
Т-80. Решение абсолютно верное, поскольку самоходная дивизионная пушка была нужнее легкого танка. Кстати, как раз на этих самых легких танках и обкатали конструкцию самой массовой САУ в истории. Больше 13,5 тысяч самоходок меньше чем за 3 года - это очень неслабый результат. Причем выпускали их заводы, которые не были в состоянии выпускать что-то более тяжелое.
Есть СУ-76М и в коллекции Музея отечественной военной истории. Ему досталась пустая, с точки зрения агрегатов, машина выпуска 1945 года. Такие САУ не успели на Великую Отечественную войну, но активно применялись во время боёв августа 1945 года. Ныне это самая комплектная СУ-76М из сохранившихся, она является одним из "ударных" экспонатов музея. Особенно впечатляет интерьер боевого отделения.
https://t.me/yuri_pasholok/13226 В 2021 году музейная мастерская вела работы по доработки системы охлаждения СУ-76М. Имевшаяся конструкция недостаточно эффективно работала, поэтому ее пришлось доделывать. Ходовые испытания проходили аккурат во вторую субботу сентября. Заодно и отметили День Танкиста, в условиях, максимально приближенным к боевым.