Если хорошенько покопаться в нашей истории, вылезают крайне интересные сюжеты. Местами от драмы до комедии там буквально один шаг. Иногда подобные истории оказывались связаны с прессой, либо с киноиндустрией, которая постепенно пробивала себе дорогу. В дореволюционной России жареное любили ничуть не меньше, чем сейчас. Кто не верит, советую поискать сообщество "Газетная пыль", там очень много интересного. Понимаешь, что многое не изменилось. Впрочем, и архивы порой подбрасывают интересное.
Санкт-Петербург, осень 1913 года. Мальчишки-газетчики раздают жителям столицы рекламные афиши с анонсом, который гласит: «В театре «Электрик» 18, 19 и 20 октября! Монопольно для всей Петербургской и Выборгской стороны. Редкая по красоте и сюжету, удивительно интересная и правдивая картина Русской художественной серии - «Дочь купца Башкирова. Волжская быль. Драма в 5 частях».
Сюжет анонсируемой премьеры действительно интриговал и мог дать фору многим современным кинодрамам. Здесь и тиран-отец, собирающийся выдать единственную дочь за своего друга против ее воли. И запретная любовь к бедному молодому приказчику. И убийство по неосторожности, запустившее череду трагических событий в жизни главной героини, которые, в конечном счете, привели несчастную к еще более тяжкому преступлению из мести к своим обидчикам. И, конечно же, запоздалое финальное раскаяние отца, осознавшего, что именно он виновник трагедии любимой дочери. Среди столичных обывателей кинолента была обречена на успех. Но какой успех не обходится без скандала?
Интересные документы, касающиеся проката данного кинопроизведения, сохранились в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга в составе фонда «Инспекции надзора за типографиями, литографиями и тому подобными заведениями и книжной торговлей» (ф. 706). В одном из дел афиша фильма «Дочь купца Башкирова» соседствует с любопытным прошением на имя петербургского градоначальника от потомственного почетного гражданина Матвея Емельяновича Башкирова - тезки героя фильма. В нем Матвей Емельянович сообщал о том, что некий господин Литвинов прислал ему из Санкт-Петербурга письмо с вложенной афишей-анонсом фильма, где было напечатано содержание «этой довольно грязной драмы». Проситель был возмущен, ведь на Волге существовал лишь один известный купеческий род Башкировых, входящий в состав руководства трех крупных фирм: «Торговый дом Наследники Николая Емельяновича Башкирова», «Мукомольное товарищество Якова Емельяновича Башкирова и «Товарищество торговли и пароходства Матвея Емельяновича Башкирова», директором-распорядителем которого и являлся сам М.Е. Башкиров. Он сетовал: «..упоминание в названии картины фамилии Башкирова, указание, что это правдивая картина, Волжская быль, что снимки сделаны с натуры на Волге и в большом поволжском городе, тем самым делают грязные неосновательные намеки на наш род, оскорбляют нашу честь и доброе имя и могут повлиять и на наше положение в торговом мире».
Ссылаясь на ст. 136 «Устава о предупреждении и пресечении преступлений», он просил запретить демонстрировать «означенную синематографическую сенсационную картину» под «порочащим доброе имя моих дочерей и других родственников названием "Дочь купца Башкирова"».
Случайным ли было совпадение фамилии в фильме с реальными личностями - установить сейчас не представляется возможным. Однако, киноленту к показу не запретили, а лишь поменяли название. Теперь она демонстрировалась как «Дочь купца» или «Драма на Волге».
https://vk.com/wall-132600244_25142