К началу Второй мировой войны самый большой бардак, с точки зрения танкостроения, творился у французов. Наиболее показательной была ситуация вокруг легких танков. Может показаться, что на самом деле у французов всё было с легкими танками хорошо. Они выпускались в довольно больших количествах, имели толстую броню и плюс-минус подходили на роль танков сопровождения пехоты. Французы даже поставляли эти танки на экспорт, например, до начала войны партию из 50 Renault R 35 получила Польша. На самом же деле внешне выглядевшая оптимистичной ситуация представляла собой настоящую головную боль. По итогам конкурса, который был спровоцирован разработками Hotchkiss, победил Renault ZM, он же Renault R 35. Вот только машина оказалась изначально перегруженной, поскольку французские военные не нашли ничего умнее, как в ходе конкурса накинуть еще 10 мм брони. По этой причине проблемы возникли у всех участников. Например, еще до войны возникла идея модернизировать ходовую Renault R 35. Кроме того, французский автомобильный гигант с большим заказом не справлялся, поэтому французская пехота заказывала и его конкурента - Hotchkiss H 35, позже Hotchkiss H 39. Наконец, имелся и третий легкий танк - FCM 36.
Из этой троицы французской пехоте больше всего нравился именно FCM 36. Во-первых, танк оснащался дизельным мотором, что позволило поднять дальность хода до 224 км (у Reanult R 35 она составляла всего 130 км). Во-вторых, с точки зрения работы механика-водителя это был лучший из толстокожих французских "малышей". В-третьих, танк имел рациональные углы наклона броневых листов, а также сварную конструкцию корпуса и башни. Более удачной была и сама башня, вплоть до того, что рассматривался вопрос ее установки на Renault R 35. Правда, танк получался очень дорогим, а еще FCM не имела такого влияния, как конкуренты. Да и FCM 36 явно не стало лучше от дополнительных 10 мм брони. По итогам всех проблем было изготовлено всего 100 таких танков, попавших в состав двух танковых батальонов.
FCM 36 стали самыми невезучими из французских легких танков. Помимо того, что по ряду причин (в том числе явные козни конкурентов) их серийное производство было ограниченным, к концу кампании мая-июня 1940 года во французской армии осталось всего 10 таких танков. Остальные оказались потеряны, по различным причинам. Некоторые из FCM 36 застряли, какие-то были подбиты с возможностью восстановления, этим тут же воспользовались немцы. Еще во время боевых действий некоторое число танков получила балочные кресты на бортах. Вместе с тем, долгое время FCM 36, они же Pz.Kpfw.FCM 737 (f), не были востребованы новыми хозяевами. Всего к 15 октября 1940 года удалось вытащить 37 таких танков, но их вы не увидите в списке матчасти немецких подразделений. Понадобились они только спустя несколько лет, да и то как база для самоходных орудий.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/legkii-tank-ot-fcm-kak-baza-dlia-nemeckih-orudii-62690d295790984317b35299 Другие статьи по немецким САУ на трофейных базах:
История установки на французские транспортеры Renault UE противотанковых орудийНемецкие истребители танков 4.7 cm Pak(t) (Sfl) auf Fgst.Pz.Kpfw.35 R 731(f) на базе трофейного французского легкого танка Renault R 3510.5 cm leFH 16 auf GW Mk.VI (e) и другие конверсии трофейного английского танка Light Tank Mk.VI за авторством Альфреда БекераИстория немецкой САУ 10,5 cm leFH 18/3 (Sf.) auf GW B2, созданной на базе трофейного танка Pz.Kpfw. B2 (f)