Лучший из "Стюартов"

Jun 29, 2022 12:00

Путь к легкому танку нового поколения у американцев оказался непростым. Поначалу они пытались работать вместе с частным подрядчиком, но Light Tank T1 оказался совсем не тем, что ожидалось. Поиск замены 6-ton Tank M1917 растянулся на почти полтора десятилетия, но в итоге ожидание было вознаграждено. В 1935 году на испытания вышел Light Tank T2E1, который стал базой для создания первых американских крупносерийных легких танков. Несмотря на то, что поначалу Гарри Нокс откровенно срисовывал Vickers Mk.E, по финалу получилась оригинальная концепция. Платформа T2E1 имела радиальный авиационный мотор воздушного охлаждения, короткое моторное отделение, трансмиссию в носовой части, подвеску VVSS и резинометаллические траки. Поначалу Light Tank M2 были не до конца совершенными, они страдали от продольной раскачки. Тем не менее, дальнейшее развитие этой платформы дало отличный результат. Сначала появился Light Tank M2A4, а затем он эволюционировал в Light Tank M3, самый массовый американский танк на момент вступления США во Вторую мировую войну.

Периодически Light Tank M3, или, как его именовали англичане, Stuart, подвергают критике. Правда, сразу же возникают неудобные вопросы по поводу одноклассников, и вот тут появляется масса неудобных вопросов. Естественно, машина не была лишена недостатков, но всё относительно. По сумме характеристик Light Tank M3 был одним из лучших в своём классе, а главное, что выпускался в больших объемах. Настолько больших, что поставлялись англичанам, а также воевали в Красной Армии. Впрочем, как раз массовость привела к тому, что пришлось искать альтернативную силовую установку. 6 июня 1941 года Комитет по Вооружениям одобрил программу установки в Light Tank M3 спарки двигателей Cadillac. Они стали не первыми силовыми установками, которые предполагались вместо прожорливого и не самого простого в эксплуатации Continental R-670. Но именно автомобильные моторы вместе с автоматическими коробками передач GM Hydra-Matic оказались тем, что так давно искали.


13 ноября 1941 Комитет по Вооружениям стандартизировал опытный легкий танк M3E2 как Light Tank M4. Впрочем, это было лишь началом. Сформировался танк к весне 1942 года, на тот момент случились серьёзные метаморфозы. Машина получила сильно измененный корпус, а сам танк переименовали в Light Tank M5. Довольно быстро выяснилось, что новый танк имеет массу преимуществ перед появившемся примерно в то же время Light Tank M3A1. Машина получилась не только тяжелее, но и быстрее, а эксплуатация автомобильных моторов Cadillac с автоматическими КПП оказалась не в пример проще. Это стало причиной того, что в американской армии началась замена легких танков на M5. Новый танк продержался в серии недолго: уже в ноябре 1942 года, спустя менее чем через полгода после начала полноценного выпуска M5, его сменил M5A1. Эта версия стала самым массовым американским легким танком конца войны и одновременной последней ступенью эволюции Light Tank T2E1.
https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/samyi-sovershennyi-iz-stiuartov-622fdf3276344e6a51c606c6

Другие статьи по американским легким танкам военного периода:
История Light Tank M2A4, прямого предшественника Light Tank M3
История Light Tank M3 с башней D37182, первый вариант одного из самых массовых легких танков военного периода
История Light Tank M3 со сварной башней D38976, первой версии танка, которая массово применялась в боевых действиях
История американского легкого танка Light Tank M3 с башней D39273, ставшей промежуточным решением
Применение легких танков General Stuart I английской армией в 1941-42 годах
Применение американских легких танков Light Tank M3 (М3Л) с башнями D38976 в Красной Армии
История Light Tank M3 с башней D58101, более известного как Stuart Hybrid
Мнение советских испытателей о Light Tank M3A1, который испытывали в конце 1942-начале 1943 годов
История Light Tank M3A1, последней "малой" модернизации американского легкого танка
Корпусное производство Light Tank M3A3 глазами советских специалистов
История Light Tank M5, ставшего первым легким танком с автомобильными моторами Cadillac
Производство Light Tank M5 на заводе Cadillac глазами советских специалистов
Приключение Light Tank M5A1 в Советском Союзе
История огнеметных модификаций Light Tank M3/M5
История Full Tracked Reconnaisance Vehicle T8/T8E1, попытки создания машины-разведчика на базе Light Tank M5A1
История американского легкого танка Light Tank T7,ставшего носителем перспективных технических решений
Американский легкий танк Light Tank M3 на советско-германском фронте
Light Tank M22, единственный серийный танк военного периода, изначально создававшийся авиадесантным

m5 light tank

Previous post Next post
Up